Что есть чувственное восприятие.

Чувственное восприятие - есть восприятие воздействий внешней среды органами чувств. То есть: органы зрения воспринимают световое излучение, органы слуха - воздействие звуковых колебаний воздуха, орган обоняния - воздействие молекул газов, и так далее.

И все: наука дальше почему-то не идет. Так что же дальше?

Каждое мгновение жизни человека, каждый из органов чувств воспринимает какое-то воздействие. Например: орган слуха воспринял единичное воздействие звука упавшей капли воды, или звук клаксона автомобиля, или любое другое воздействие. Причем это воздействие уникально и неповторимо. Следующая упавшая капля будет звучать уже по-другому. Каждое воздействие на органы чувств уникально и запоминается головным мозгом в виде такого же уникального сенсорного нервного центра.

Этот уникальный сенсорный НЦ - есть образ первого порядка соматического (рефлекторного) ума.

В каждое мгновение человек воспринимает воздействие, как минимум, пяти раздражителей: зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, осязательного. Каждый из них запоминается головным мозгом как образ первого порядка. Но все они объединены единым временем воздействия. Благодаря нервному замыканию они объединяются в единый сенсорный НЦ - образ второго порядка соматического ума. Образ второго порядка - это сенсорных "хроносрез", сенсорная "фотография" момента.

В процессе жизнедеятельности, человек многократно сталкивается с каким-то определенным явлением. Наш мозг, из многих тысяч "сенсорных фотографий момента" процессом генерализации, вытаскивает наиболее часто повторяемые ощущения - образы первого порядка этого явления. Это, например, образ вашей квартиры, с ее неповторимым запахом, зрительными, слуховыми, тактильными ощущениями... Это есть образ третьего порядка соматического ума - сенсорный, собирательный образ какого-то явления или рода явлений действительтности.

Обо все этом, подробно, об эволюционном значении образов, можно прочесть в статье "Чувственное восприятие. НЦ раздражителя. Образы первого, второго, третьего порядков".

Человека отделило от всего живого мира Слово. Именно зарождающееся речевое мышление позволило нашему предку выйти на новый уровень выживаемости и превратиться в человека. Слово и орган речи - язык - позволили совершиться новому эволюционному скачку в природе Земли и зародить настоящий Разум.

Полуразумным разумом обладают уже высшие животные. Им "по плечу" абстрактное мышление" - мышление образами - "картинками" органов чувств: зрительными, слуховыми, обонятельными... Высшие животные способны сопоставлять эти образы и создавать, на их основе, новую информацию. Это и есть полуразум.

По-настоящему разумным живое существо делает речевое мышление. Человек стал мыслить не конкретными образами явлений (зрительными, слуховыми...), а их символами - словами. В результате, в эволюции живого мира совершился информационный прорыв: Человек, благодаря Слову, может оперировать многократно большим объемом информации, чем любое другое живое существо на планете. Это и делает человека по-настоящему разумным.

Слово в головном мозге имеет свою ячейку памяти - сенсорный нервный центр (НЦ) слова. НЦ слова связан нервными связями со всеми НЦ явлений, информацию о которых несет это слово, и с НЦ других слов. При возбуждении НЦ слова, сигнал от него веером расходится по всем этим НЦ, возбуждая рефлекторное мышление. Именно так: речевое мышление в головном мозге протекает по точно такому же принципу, как и любой другой рефлекс.

По этой причине стали возможными такие явления как инграмма и зомбирование.

В момент боли или бессознательности, благодаря нервному замыканию, сенсорный НЦ услышанного слова, прочно привязывается к нервному центру инстинкта самосохранения - главнейшему инстинкту всего живого на Земле. И с этой минуты начинает обозначать угрозу выживанию человеку, независимо от информации, которую несет это слово. Более того, угрозу для выживания начинают представлять и все явления, информацию о которых несет это слово. Со всеми вытекающими последствиями.

Это стандартный механизм формирования инграммы, которую открыл Хаббарт. Точно также производится и зомбирование людей. Только здесь все делается искусственно и целенаправленно.

Подробно и более научно вы можете прочитать обо всем этом (а также о механизме "раззомбирования") в статье "Слово. Инграмма. Зомбирование."

Наука до сих пор не определила: в чем секрет жуткой привязанности алкоголиков и наркоманов к своему зелью.

Ответ кроется в природе человека: наркотики и алкоголь искусственно вызывают иррадиацию торможения в нервной системе человека,  подменяя собой действие рефлекса удовольствия.

Причина этого незнания в том, что наука до сих пор не может найти центры возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Центры возбуждения и торможения нелокализованы и занимают собой ретикулярную формацию. Признав наличие этих двух центров, тут же приходим к определению их  важнейшей функции:

  1. Центр возбуждения одновременно является центром неудовольствия. Усиление его деятельности человек субъективно чувствует как различные степени неудовольствия (злость, страх, горе и пр.).
  2. Центр торможения одновременно является центром удовольствия. Усиление его деятельности человек субъективно ощущает как различные степени удовольствия (радость, уверенность, эйфорию...).

Центр неудовольствия вызывает иррадиацию процессов возбуждения при возникновении любой угрозы выживанию (обычное чувство голода, необходимость вступить в схватку и пр.). Что ведет к возбуждению соответствующих рефлексов и устранению угрозы выживанию.

Когда угроза ликвидирована, то центр удовольствия иррадиирует процессы торможения, гася иррадиацию возбуждения. Человек, в этот момент чувствует удовольствие. Это и есть рефлекс удовольствия: защитно-приспособительный механизм, выработанный миллионами лет естественного отбора биоорганизмов. И то выживательное действие, которое сберегло организм от невыживательного фактора, запоминается организмом как благоприятное, выживательное.

Наркотики и алкоголь вызывают мощную иррадиацию процессов торможения в нервной системе, точно также, как это делает рефлекс удовольствия. Они "убеждают" биоорганизм в том, что он только что совершил выживательное действие. А это действие - принятие наркотика или алкоголя. И организм запоминает эти действия как выживательные - в полном соответствии законам рефлекторной деятельности.

У человека практически нет шансов в борьбе с мощной бескомпромиссной силой рефлексов. Победить наркоманию или алкоголизм он не в силах. Удерживать какое-то время - да. Но полностью победить - нет.

Единственный шанс - в изменении всего образа жизни.

Обо всем этом можно прочесть в статье "Физиологические основы наркомании, алкоголизма, табакокурения".

Эмоции принадлежат человеку (впрочем как и всем остальным животным) - как биологическому существу. Попытки привязать эмоции к разуму или душе - безосновательны.

Логика здесь проста. Достаточно признать наличие в центральной нервной системе двух центров: центра возбуждения и центра торможения. О которых давно говорят физиологи. И которые никак не могут найти.

Найти их не могут найти по той простой причине, что не могут определить место их локализации в головном мозге. Процессы (торможение и возбуждение) есть. И эти два процесса - единственные в нервной системе. А их регулятивных центров нет - несуразица какая-то.

Решение лежит на поверхности: эти центры нелокализованы. И находятся в ретикулярной формации. Точнее: занимают ретикулярную формацию. Исключительная роль ретикулярной формации в проведении процессов возбуждения и торможения давно известна науке.

Увы, инерция мышления не позволила науке связать воедино все эти факты.

Главная функция центров торможения и возбуждения: регулирование всех процессов возбуждения и торможения в организме - регулирование всей рефлекторной деятельности.

Признав наличие центров возбуждения и торможения, тут же приходим к их второй важнейшей функции: они, одновременно, являются центрами неудовольствия и удовольствия. Центр возбуждения является центром неудовольствия, центр торможения - центром удовольствия.

Процесс исполнения рефлекса - есть процесс прохождения нервного импульса по всей рефлекторной дуге: с момента воздействия раздражителя на рецепторы и заканчивая ответной мышечной реакцией.

Исполнение рефлекса ведет к удовлетворению рефлекторной дуги: устранению действия раздражителя, вызвавшего рефлекс. Либо не ведет к удовлетворению рефлекторной дуги: не ведет к устранению действия раздражителя, вызвавшего рефлекс.

Субъективно, в зависимости от степени удовлетворения рефлекторных дуг, человек испытывает следующие положительные эмоции:

  1. эйфория,
  2. радость,
  3. уверенность,
  4. удовлетворение,
  5. скука,

А от степени неудовлетворения рефлекторных дуг - отрицательные эмоции:

  1. антагонизм,
  2. гнев,
  3. страх,
  4. ужас,
  5. горе,
  6. апатия.

Подробно об этом можно прочесть в статье "Эмоции, шкала эмоций".

Что нам здесь важно с позиции психологии?

  • Любой акт жизнедеятельности человека, любой его поступок, в любой момент времени и в любой обстановке подчинены, в первую очередь, динамическому принципу существования: «Выживай! Выживай везде и всегда. Выживай, чего бы это тебе не стоило». Даже поступки гения или сумасшедшего.
  • Человек есть бинарное существо. Две его составляющие: душа и тело. Главной в этом тандеме – тем, кем мы является - является душа.
  • Тело человека, во главе с его головным мозгом, ничего, кроме рефлекса, производить не способно.
  • Рефлексы, на самом деле, играют намного большую роль в жизни человека, чем это представляется наукой.
  • Человек – как душа – приходит в этот мир уже сформированным как личность. Со своим характером, со своими принципами и убеждениями. Поэтому главный принцип воспитания ребенка, с момента его рождения - это уважение к его личности.
  • Главным инстинктом периода детства человека является инстинкт родительской защиты. Потеря родителей для ребенка является сильнейшим психошоком. Отныне, всю свою жизнь, этот человек будет глядеть на мир сквозь призму страха. Но есть выход: весь период детства рядом с ребенком должны находиться приемные родители -взрослые (одни и те же, а не постоянно меняющиеся лица воспитателей детских домов), кого соматический ум ребенка раз и навсегда определил в качестве своих защитников.
  • В определенный момент переходного (подросткового) возраста человек начинает отрицать законы морали поколения его родителей и начинает жить по законам морали своего круга общения. Это проявляется в наличии кризиса переходного возраста и определяется прекращением действия его инстинкта родительской защиты.
  • Важнейшее влияние на поведение человека оказывают эмоции. Эмоции полностью принадлежат телу. И есть проявления удовлетворения или неудовлетворения (различной степени) рефлекторной деятельности человека.
  • В основе основ любого разрушения, в том числе и в психике и поступках человека, лежит искажение информации – лежит ложь.
  • В подавляющем большинстве, искаженная информация в памяти человека находится в составе инграмм – информации слов, привязанных к инстинкту самосохранения. Единственный (и очень простой) способ избавления от инграмм: метод дианетического одитинга, изобретенный Роном Хаббартом. Каждый человек на Земле, что бы он о себе не думал, «обогащен» большим грузом инграмм.
  • Избавление от инграмм делает человека красивой и счастливой личностью и представляет, на сегодняшний день, главную задачу психотерапии.
  • Процесс воспитания – есть привитие человеку законов морали социума, в котором он проживает. И представляет собой усвоение, ребенком, бейсик-информации о той или иной стороне действительности. С этой позиции, процесс перевоспитания представляет собой процесс замены бейсик – информации.
  • В основе наркомании, алкоголизма, тобакокурения лежит искусственная иррадиация, химическими воздействиями, процессов торможения в нервной системе. Могомиллионолетним естественным отбором определено, что любое действие биоорганизма, ведущее к его выживанию, всегда сопровождается иррадиацией торможения в его ЦНС. Такие действия раз и навсегда запоминаются соматическим умом как выживательные. Поэтому соматический ум постоянно требует их повторения. Поэтому возникает тяга к повторному употреблению наркотика или алкоголя. Вывод: и наркомания, и алкоголизм, и табакокурение – есть болезни физиологического характера. Наркомания и алкоголизм неизлечимы. Но их можно «отодвинуть» и держать под контролем. Для этого необходимо полностью сменить образ жизни наркомана (алкоголика), включая окружение и обстановку. И, второе: привить ему образ жизни «победителя». Чтобы все его действия заканчивались успехом, чтобы все рефлексы завершались естественной иррадиацией торможения в ЦНС. И всегда помнить: рецидив возможен!

За пределами этой работы осталось самое главное: что же есть человек и ради чего существует? Почему он возник? Что представляет собой то «Я», которым каждый из нас себя ощущает? Или, например: мы рассмотрели механизм рефлекторного мышления – мышления тела, но что же представляет собой мышление разума, мышление духа? И, если существует душа, то что она представляет собой и как она связана с телом - с позиции науки? И так далее…

Все это и многое другое не может быть объяснено закономерностями, рассмотренными в данной книге – закономерностями физиологии высшей нервной деятельности.

Мы предполагаем, что в мироздании существует нематериальная субстанция, которая и дает начало явлению, которое мы называем «жизнь». И именно ее закономерностями можно объяснить те загадки человеческого «Я», которые невозможно объяснить законами физиологии высшей нервной деятельности. И эта субстанция, и ее закономерности, и остальные загадки человеческого «Я» будут предметом рассмотрения следующей книги: «Основы психологии: теория познания, теория реинкарнации».