ст 10 Инстинкт родительской защиты

содержание

  1. Отсутствие рефлексов инстинкта самосохранения начального периода жизни человека
  2. Биологические значение инстинкта родительской защиты. Раздражители инстинкта
  3. Физиологические основы инстинкта родительской защиты
  4. Кризис переходного возраста
Человек, как и любое другое высшее животное,
приходит в этот мир абсолютно беспомощным.
Хватательный, сосательный и еще несколько рефлексов - вот и все,
чем он обладает, и что защищает его от окружающего мира.
Но как же тогда он может выжить в этом жестоком мире?
 
Природа здесь нашла выход: она создала инстинкт родительской защиты.
"Инстинкт родительской защиты" - это не совсем то, что мы себе представляем.
Все, в чем нуждется младенец, он передает громким плачем.
Поскольку все его рефлекторные дуги "замкнуты" на голосовых связках.
А это и есть инстинкт родительской защиты...
 
 

Отсутствие рефлексов инстинкта самосохранения начального периода жизни человека

Человек приходит в этот мир, имея в своем распоряжении только небольшой набор врожденных рефлексов. Все, что у него есть – это сосательный и хватательный и еще несколько других рефлексов (не считая, конечно, рефлексов, обеспечивающих работу внутренних органов). Хоть ад разверзнись перед ним, новорожденный младенец все равно будет смотреть на мир чистыми, наивными глазами. И это факт.  Инстинкт самосохранения у него еще не работает.

На первый взгляд - это абсурд. Человек есть "плоть от плоти" животного мира Земли. И инстинкт самосохранения для него является точно таким же необходимым атрибутом, и имеет точно такое же значение, как и для любого живого существа биоценоза планеты. Биологический механизм, защищающий человека от агрессивного воздействия внешней среды должен бействовать всегда, в каком бы возрвсте, в каком бы состоянии он не был.

В отсутствие инстинкта самосохранения, у детей, эту функцию берет на себя инстинкт родительской защиты.

Приглядитесь внимательнее к детям. Новорожденный младенец не реагирует ни на резкий звук, ни на резкое движение – типичные раздражители инстинкта самосохранения. Все это у него появится потом, с течением времени. А пока он только ест, пачкает пеленки, таращит глазки, смешно дергает ручонками и ножками. В общем, ведет нормальную жизнь младенца.

Но все это до тех пор, пока рядом с ним находится его мама. Стоит ей отлучиться от ребенка на чуть более длительный срок, чем это позволительно, как ребенок тут же дает знать об этом: громкий плач заставит мамашу вернуться к малышу. Неважно, по какой причине заплакал ребенок: будь то мокрые пеленки или пустой желудок, или какая другая причина. На самом деле:

главной причиной, заставившей ребенка плакать, является действие инстинкта родительской защиты – защитная реакция детского организма на отсутствие рядом защитника.

Биологические значение инстинкта родительской защиты. Раздражители инстинкта

Раздражителем инстинкта родительской защиты являются любые раздражители: мокрые пеленки, больной животик неудобная поза… Но, самое главное в инстинкте – это: отсутствие рядом взрослого человека – защитника.

Биологическое значение инстинкта родительской защиты:

Человек приходит в этот мир совершенно беспомощным, с небольшим набором врожденных рефлексов. Самостоятельно он существовать не может, его жизнь на  100 %  зависит от находящихся рядом с ним родителей. Отсутствие рядом взрослых людей длительное время, означает неминуемую смерть. Инстинкт родительской защиты - есть врожденное свойство биоорганизма периода его детства. Он начинает действовать с максимальной силой с первых мгновений жизни ребенка. Затем,  с приобретением ребенком личного опыта, с появлением все большего количества условнорефлекторных дуг, этот инстинкт постепенно теряет свою силу и полностью угасает с окончанием отрочества.

С первых минут ребенок начинает общение с окружающей действительностью, начинает приобретать свой жизненный опыт. Но, в самые ранние годы своей жизни, этот опыт он может приобрести только с помощью родителей. Именно на это направлен инстинкт родительской защиты: на освоение окружающего мира с помощью родителей. Все рефлексы  младенца, связанные с окружающей средой, могут завершиться, в конце – концов, только с помощью находящихся рядом взрослых людей.

Плач ребенка, свидетельствующий о том, что он голоден, или у что него болит животик, или что он неудобно лежит, или что он промок и ему холодно, и так далее - все это есть обращение ребенка к взрослым. По-другому сообщать о своих проблемах он просто не умеет. Этот плач не есть проявление пищеварительного рефлекса или сосательного рефлекса или ориентировочного или любого другого рефлекса. Плач младенца есть проявление только и только врожденного инстинкта родительской защиты.

Только взрослые могут помочь ребенку утолить голод, вылечить больной животик, поменять подгузники. Чувство голода свидетельствует о неудовлетворенности пищевого рефлекса, больной животик – о нарушениях рефлексов пищеварительного тракта, раздражение кожи от мокрых подгузников – осязательный рефлекс. Но все эти рефлексы могут удовлетвориться только с помощью родителей.

Все рефлексы младенца подчинены инстинкту родительской защиты, как главному выживательному инстинкту данного периода жизни. Функционально: Инстинкт родительской защиты - есть самый главный инстинкт человека  периода его детства, и представляет собой видоизменение инстинкта самосохранения.

Важнейшая особенность проявления инстинкта родительской защиты: все рефлекторные дуги, в случае их неудовлетворенности, оканчиваются на голосовых связках.

Отсутствие рядом, даже небольшой промежуток времени, взрослых – защитников, головной мозг ребенка оценивает точно так же, как и неудовлетворенность его важнейших рефлекторных дуг. То есть - как состояние крайней опасности.

Поэтому с ребенком всегда должен быть рядом взрослый человек, которого головной мозг ребенка считает защитником. Только тогда фоновый баланс торможения и возбуждения в ЦНС ребенка будет нормальным. Только тогда ребенок сможет нормально осваивать окружающую среду, а не сквозь призму страха. И, даже, не столь суть важно: какими качествами будет обладать этот «защитник», пусть это будет папа – алкоголик или злая мачеха, все равно: общий эффект от присутствия рядом таких горе - родителей принесет значительно больше пользы ребенку, чем их отсутствие.

Детские дома, увы, не решают проблемы: постоянно меняющиеся лица воспитателей головной мозг ребенка не воспринимает как защитников, и, соотвественно, не может оценить как удовлетворение инстинкта родительской защиты. И какими бы великолепными не были эти детские дома, дети, выросшие в них, всю жизнь будут смотреть на мир сквозь призму своего детского страха.

Физиологические основы инстинкта родительской защиты

Основа образования инстинкта родительской защиты проста:

Мы знаем, что незнакомую информацию головной мозг не может оценить ни как отрицательную, ни как положительную. В головном мозге нет сенсорных нервных центров этой информации. А нет нервных центров - нет и никакой реакции. В этом случае возбуждается ориентировочный инстинкт. То есть - повышается внимание  – таковы законы работы головного мозга.

А для младенца вся поступающая информация - новая. Соответственно, и мозг ребенка на нее реагирует максимум - повышением внимания. Распознать степень опасности информации он еще не способен. Но это явно невыживательно: в таких условиях головной мозг ребенка не сможет разглядеть даже самой явной смертельной опасности. Такое развитие событий есть угроза существованию всего биологического вида «человек разумный». Более того: это будет означать смерть человеку как виду биоценоза.  

Поэтому эволюция изобрела приспособительный механизм для человека, только входящего в этот мир: ребенок начинает осваивать мир опосредственно, через родителей. В освоении окружающей действительности эволюция поставила для ребенка промежуточное звено – его родителей.

Все, что выживательно, ребенок получает от родителей, они и ограждают его от всего, что приносит неприятности. Именно родители берут на себя исполнение главного инстинкта биоорганизма ребенка - инстинкта самосохранения.

ИНСТИНКТ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАЩИТЫ - это защитно-приспособительный  механизм индивидуального развития человека в начальный период его жизни, в условиях полного или почти полного отсутствия, в его головном мозге, НЦ раздражителей, и, как следствие – не функционировании его Инстинкта самосохранения. Проявляется в передаче исполнения функции инстинкта самосохранения- родителям, или другим взрослым, которых головной мозг ребенка оценивает как защитников.

Кризис переходного возраста

По мере развития ребенка, накопления им информации, начинает работать собственный инстинкт самосохранеия ребенка. Он становится все независимее он от родителей, и тем слабее инстинкт родительской защиты. Память головной мозга постепенно заполняется сенсорными НЦ информации. И на каком-то этапе память головного мозга ребенка накопит достаточно информации, чтобы он мог вступить в жизнь как самостоятельный взрослый человек.

Этот момент четко прослеживается в человеке – как кризис переходного возраста. Эволюционно, кризис переходного возраста означает, что человек перестал быть ребёнком и должен отныне существовать в окружающей действительности как самостоятельное существо.

Внешние проявления кризиса: отрок начинает отрицать мораль предыдущего поколения. Он становится критичен, дерзок по отношению ко всем взрослым (к родителям – в том числе), к их поступкам, моральным ценностям. С этого момента подросток начинает жить по законам морали своего круга общения.

Кризис переходного возраста – естественное явление.

Особенность действия инстинкта родительской защиты: подражательное поведение детей. Копируя поведение взрослых - "защитников" - ребёнок начинает строить свои отношения с окружающей действительностью. И, таким способом - вливаться в окружающий его мир. Это естественное, выработанное миллионами лет эволюции и естественного отбора, врождённое качество - неотъемлемая часть инстинкта родительской защиты.

Врождённая тяга детей к подражательному поведению - есть основа, база, на которой должны строиться все воспитательные действия. Используя подражательное поведение детей, можно легко привить им основы морали - законы выживания его социума, научить многим полезным действиям, в том числе и навыкам к труду и простейшим ремёслам. Увы, педагогика игнорирует это качество инстинкта родительской защиты (впрочем - как и сам инстинкт). Отсюда и множество проблем в процессах воспитания детей.

Пока действует инстинкт родительской защиты, ребенку прививаются правила выживания (нормы и правила поведения), присущие предыдущему поколению – его мораль. Но кроме родительского воспитания, ребенок получает еще кучу всякой информации: воздействие улицы, сверстников, лавину информации из СМИ, новые школьные программы… Короче: очень много нового, что не получили когда-то его родители, и, соответственно - не могли передать своему чаду. Кроме того, родительское и школьное "воспитание" часто не совпадает с собственными врождёнными качествами характера и устремлениями ребёнка.

Из этого конгломерата воспитательных и всех прочих воздействий вырастают законы выживания нового поколения, новые правила поведения, новая мораль, не присущая поколению родителей.

И это естественно. Законы выживания социума, законы и правила поведения в нем, законы морали не могут быть раз и навсегда установленными, не могут быть чем-то закостеневшим.  Как не может быть закостеневшим сам социум. Все должно быть в непрерывном развитии. В противном случае, сейчас бы правила мораль каменного века, а человек до сих пор бы бегал по лесам с дубиной в руках…

КРИЗИС ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА (кризис «отцов и детей») – явление отрицания подростком законов морали поколения его родителей. Возникает в переходный период, когда заканчивается действие его инстинкта родительской защиты, и он начинает формировать свои взаимоотношения с обществом как взрослый человек, по законам морали своего круга общения.

Из всего вышесказанного следует определение понятия «воспитание»:

ВОСПИТАНИЕ – процесс привития детям законов морали общества, навыков выживания и обучения конкретным поведенческим реакциям на основе врождённого подражательного поведения детей. Понятно, что наиболее эффективным воспитание будет в период действия инстинкта родительской защиты воспитуемых. Именно в этот период, используя сложившийся многомиллионолетней эволюцией биоорганизмов механизм подражательного поведения детей – как способ выживания вида - можно «просто так», на веру, без обязательного осознания, привить ребенку основные правила выживания в обществе.