В соматическом уме человека существует пять основных инстинктов:

  1. инстинкт самосохранения;
  2. инстинкт родительской защиты;
  3. ориентировочный инстинкт;
  4. пищевой инстинкт;
  5. инстинкт продолжения рода.

Генезис жизни на Земле позволяет утверждать о более важной роли инстинктов перед рефлексами. Инстинкты – это более сложные приспособленческие реакции биологической основы. Соответственно – это более выживательные реакции организма, позволяющие свершать целый комплекс ответных действий, в ответ на воздействие одного раздражителя, что многократно увеличивает возможность выживания.

Иерархия рефлексов имеет морфологическую основу:

  1. Врожденные рефлексы имеют главенство над условными рефлексами.
  2. Среди двух любых рефлексов, более главным будет являться тот рефлекс, чьи аксональные окончания имеют тормозные синапсы на другом рефлексе.

Эта морфологическая основа иерархии рефлексов распространяется и на инстинкты.

Рассмотрим вопрос о месте каждого инстинкта и рефлекса в жизнедеятельности человека.

Каждый инстинкт и рефлекс имеют свое место в структуре соматического ума. Иерархия инстинктов и рефлексов четко прослеживается при одновременном воздействии на организм раздражителей разных рефлексов. Тот рефлекс и инстинкт, который сработает в первую очередь, тормозя при этом другие рефлексы и инстинкты, будет более важным для организма, чем рефлексы и инстинкты, действие которых было заторможено или не наступило совсем, несмотря на воздействие раздражителей.

Например: человек стоит, ест бутерброд и видит в этот момент падающий на него предмет. Если он уже начал глотательное движение, то он делает громадный глоток, проглатывая всю находящуюся во рту пищу, и отпрыгивает в сторону. Если он еще не начал глотательного движения, то выплевывает пищу, одновременно отпрыгивая в сторону.

Здесь мы видим очень четкую картину главенства инстинкта самосохранения над пищевым инстинктом: действие всех рефлексов пищевого инстинкта мгновенно подчинилось действию инстинкта самосохранения.

Составляя таким образом иерархию инстинктов и рефлексов, надо учитывать, что любой рефлекс или инстинкт, в своем крайнем проявлении, превращается в инстинкт самосохранения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Состояние крайнего голода, к примеру, соматический ум рассматривает как смертельную угрозу организму, в этом состоянии человек готов пойти на любой риск, чтобы добыть пищу, например: вступить в схватку с опасным хищником.

В этом примере мы видим, якобы главенство пищевого инстинкта над инстинктом самосохранения: как же, человек рискует жизнью ради удовлетворения пищевого инстинкта. Однако это не так: неудовлетворение пищевого инстинкта, в данном примере, для соматического ума означает явную смерть, тогда как схватка с хищником может закончиться победой. В случае, когда действия по добыванию пищи ведут к явной гибели, человек, как правило, предпочтет умереть от голода.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы определить, что вторым, по значимости, после инстинкта самосохранения, является ориентировочный инстинкт.

Функция ориентировочного инстинкта заключается в подготовке организма к воздействию главного или первостепенного раздражителя рефлекса. Раздражителями рефлексов ориентировочного инстинкта являются все неизвестные органам чувств раздражители, главные и первостепенные раздражители, имеющие подпороговую силу воздействия и второстепенные раздражители рефлексов. Оно и понятно: игнорирование этих раздражителей может оказаться весьма плачевным для индивидуума.

Аналогичные рассуждения приведут и к понятию главенства пищевого инстинкта над инстинктом продолжения рода. Разумеется, не учитывая состояния обжорства - психического отклонения от нормы, не учитывая патологии функции размножения, и не учитывая состояния крайнего голода, когда пищевой инстинкт становится частью инстинкта самосохранения.

Таким образом, иерархия инстинктов в соматическом уме будет представлять следующую картину:

  1. Инстинкт самосохранения.
  2. Ориентировочный инстинкт.
  3. Пищевой инстинкт.
  4. Инстинкт продолжения рода.

Исполнение инстинктов, при одновременном воздействии их раздражителей, будет исполняться именно в этом порядке: сначала человек убежит от опасности, затем убедится в отсутствии опасности, затем станет набивать себе брюхо чем-нибудь съестным, и только в последнюю очередь займется любовью.

Особняком стоит инстинкт родительской защиты.

Инстинкт родительской защиты действует только в период младенчества и детства человека. Более подробно его действие мы рассмотрим в отдельной главе. Но можно сказать, что его значение приравнивается к значению инстинкта самосохранения.

Инстинкт самосохранения требует отдельного рассмотрения. Любая поступающая в организм информация извне и изнутри оценивается, в первую очередь, с точки зрения безопасности. Например, при недостатке химических веществ в организме для обменных процессов, человек испытывает чувство голода, и тогда срабатывает пищевой рефлекс. Этот рефлекс, по сути, есть защитная реакция организма на недостаток питательных веществ и направлен на выживание организма. В своем крайнем проявлении, когда организм находится на грани голодной смерти, человек готов на все, лишь бы утолить чувство голода. Это ли не проявление инстинкта самосохранения? По сути, инстинкт самосохранения и есть закон самосохранения жизни для биосущности любого живого существа. Между ними можно поставить знак тождества. Если динамический принцип существования - закон самосохранения жизни - гласит, что любой акт жизнедеятельности живых существ подчиняется единственной и главной цели: «Выживай!», то инстинкту самосохранения можно дать точно такое же определение. Любой акт жизнедеятельности организма подчиняется, прежде всего, инстинкту самосохранения, и наоборот, все, что ему противоречит, отметается эволюцией жизни. В противном случае организм обречен на смерть.

Таким образом, Инстинкт самосохранения можно охарактеризовать как главную составляющую системы рефлекторной деятельности биологической основы, направленную на выживание организма, которой подчиняются все рефлексы и инстинкты.