ст. 2 Разумность, сознание, подсознание, бессознательность

содержание

  1. Аннотация статьи.
  2. Разум. Разумность. «Неразумный» разум. Предразум. «Полуразумный» разум. «Разумный» разум.
  3. Сознание
  4. Сознание и инграммы
  5. Подсознание.
  6. Духовность. Духовность ребенка и духовность взрослого
  7. Бессознательность
Психологию можно сделать математически точной наукой,
если признать, что душа, все-таки, существует.

Аннотация статьи

Данная статья есть выдержка из книги «Основы психологии: теория познания, теория реинкарнации ». Книга полностью посвящена рассмотрению второй половины человека - его души, с научной точки зрения.

Что представляет собой разум - интересует всех. Однако, ни в научной литературе, ни в словарях вы не найдете четкого, логичного определения разума. Попробуем исправить эту ситуацию.

Мы рассматриваем человека как бинарное существо: душу и тело. Главной в этом тандеме является душа – или духовная сущность человека. Хотя бы потому, что ее возраст – сотни тысяч лет. Способ существования духовной сущности – реинкарнация, начиная с простейших микроорганизмов, затем более сложных, затем низших и высших животных. В человеке – высшем эволюционном звене биожизни, духовная сущность заканчивает свое развитие, проходя реинкарнацию, вероятно, около десяти тысяч лет.

Тело, с нашей позиции – есть только биомеханизм, наподобие трактора или комбайна, только сделанное из органики и многократно более сложное.

Управляет этим биомеханизмом совершеннейший, отточенный многомиллионолетним естественным отбором "биологический компьютер" - головной мозг человека. Единственная "компьютерная программа", вложенная природой в этот "биокомпьютер" - есть система всей рефлекторной деятельности человека.

Главное и единственное предназначение этой "компьютерной программы": сохранение биологического тела в пространстве и времени. То есть: выживание. Только и только на выживание направлена вся деятельность "биокомпьютера" - головного мозга со вложенной в него "компьютерной программой" - системой рефлексов.

Эта "компьютерная программа" - соматический ум - управляет нами, когда мы хотим есть, спать, любить... Именно через эту "компьютерную программу" - соматический ум - мы осуществляем абсолютно всю нашу деятельность.Все, абсолютно все, что бы мы ни делали, мы осуществляем только с помощью рефлексов нашего тела. Иного не дано.

Даже мыслим мы, используя рефлекторный механизм. Поскольку любая наша мысль - есть череда нервных (электрических) импульсов, протекающих по нейронам головного мозга. То есть - осуществляется по стандартному рефлекторному механизму.

Но а где же место душе человека?

Продолжим аналогию с компьютером. Представьте, что вы - как душа - есть "юзер", "пользователь" компьютера. Что вас "вселили" в "биомеханизм" - биологическое тело и "всучили" компьютер - головной мозг, чтобы управлять этим биомеханизмом. "Клавиатурой" этого биокомпьютера для вас - как души - являются ячейки памяти головного мозга.

Ячейки памяти головного мозга представляют собой объединение нервных клеток - нейронов. Каждая ячека памяти уникальна. Поскольку несет информацию о единичном воздействии внешней среды на органы чувств человека. А каждое такое воздействие уникально, поскольку практически всегда, хоть чем ни будь отличается от других воздействий.

Душа - как "юзер" - может воздействовать на эти сенсорные нервные центры, используя их как "клавиатуру". То есть: может вводить в "биокомпьютер" - головной мог - свою информацию.

Это очень важный момент: душа - "юзер" - может вводить информацию в головной мозг только через ячейки памяти головного мозга.

Если она вводит информацию в виде "образов": зрительных (вид капельки дождя - например), слуховых (звук падающей капли), тактильных (ощущение давления ветра на лицо) и пр., то мы получаемабстрактное мышление.

А если она вводит информацию в виде слов, то мы получаемречевое мышление .

Душа также может получать информацию от своего "биокомпьютера". Точнее: она непрерывно, в течение всей жизни, получает информацию от "биокомпьютера" - головного мозга. Которую тот, в свою очередь, также непрерывно получает от своих органов чувств.

Весь этот механизм взаимодействия души - как "юзера" - с биокомпьютером" - головным мозгом - есть механизмРазума. Именно Разум мы только что описали. Как видим, Разум представляет собой механизм взаимодействия души человека с его головным мозгом.

Ну а чем разум человека отличается от разума, например - дождевого червя? Ведь, по нашему определению, дождевой червь имеет и досаточно совершенный биомеханизм - тело, и душу - пусть и неимоверно примитивную, и - пусть такую же примитивную, но вполне реальную систему рефлексов - "компьютерную программу?

Вся разница - в том, как "юзер" может управляться с "биокомпьютером". То есть: в какой степени душа может воздействовать на мозги своего тела. В большей степени "юзер" может управлять своим "биокомпьютером" - получаем более разумное существо, в меньшей степени - менее разумное существо.

Способность управления "юзера" своим "биокомпьютером" прямо зависит от количества информации, которую "юзер" сумел накопить за всю историю своей жихни - за весь период своей реинкарнации в биологических телах.

Разумность определяется как способность души к управлению своим телом. Разумность прямо зависит от количества накопленной, душой, информации в своих предыдущих воплощениях за весь период своей реинкарнации.

С этой позиции мы можем сделать четкую градацию разумности:

  1. неразумный разум;
  2. предразум;
  3. полуразумный разум;
  4. разумный разум.

1. "Неразумным"разумомобладают все живие существа с самым примитивным строением нервной системы. Это тот же дождевой червь, асцидия... Строение нервной системы примитивно, количество рефлексов очень ограничено. Соответственно: и "юзеру" - душе - управлять, практически, нечем.

И, самое главное: при такой примитивнейшей нервной системе и сам "юзер" - душа этого дождевого червя - неимоверно примитивен. Количество информации, которую сумел, к этому времени, накопить "юзер" - чрезвычайно мало. Отсюда и вытекает главное отличие "неразумного" разума: душа примитивных живых существ вообще не способна к воздействию на свой "биокомпьютер" - соматический ум - свою примитивную нервную систему.

Душе - "юзеру" - здесь природой отведена роль статиста. Весь поток информации, которую получает такое примитивное живое существо, идет только в одном направлении: от тела - к душе. Обратного воздействия не присходит из-за славбого развития "юзера" - души этого примитивного живого существа.

Живые существа, обладающие "неразумным" разумом способны только и только к рефлекторной деятельности.

2. "Предразумом"обладают беспозвоночные и хордовые, чья нервная система, пусть и более развита, но остается все же примитивной.

Отличие "предразума": душа -"юзер" - такого живого существа уже прошла достаточно большой путь эволюции в телах различных примитивных биосуществ.И уже накопила достаточно много информации. И уже может воздействовать на свой "биокомпьютер" - нервную систему своего тела.

Но, увы, "юзер" здесь еще достаточно "тупой". Вся информация, которую он сумел накопить к этому времени, не выходит за рамки уже существующих врожденных рефлексов его тела. И "юзер" этого примитивного биосущества может только управлять уже существующими рефлексами, по сути, только дублируя соматический ум - примитивную ситсему рефлексов своего тела. Возбуждая только рефлексы.

3. "Полуразумным" разум сделала центральная нервная система и головнорй мозг. ЦНС и головной мозг, органы чувств, эволюция души в телах самых разных биосуществ позволили накопить душе огромное количество информации.

И наш "юзер" - душа - стала способной воздействовать на ячейки памяти головного мозга своего тела. Это воздействие возбуждает эти ячейки памяти точно также, как это делают органы чувств.

То есть: ячейка памяти головного мозга и несет информацию о какком - либо воздействии внешней среды на один из органов чувств. Это может быть вид капельки дождя, или звук падающей капли, или ощущение этой капли на коже.... Каждое это воздействие (вид, звук, ощущение...) формирует свою, индивидуальную ячейку памяти в головном мозге.

Повторное воздействие такой капли дождя приведет к возбуждению "своей" ячейки памяти. И мы вновь получаем теже ощущения.

У "полуразумного" живого существа душа - "юзер" стала способной возбуждать такие ячейки памяти. И живое существо, в этот момент, "вспоминает" эти ощущения точно также, как если бы оно получило воздействие от органов чувств.

Эта способность души к самостоятельному возбуждению ячеек памяти головного мозга - есть абстрактное мышление. Абстрактным мышлением - "полуразумом" обладают все высшие животные. Что бы ни говорили господа ученые, но высшие животные полуразумны и обладают и душой, и абстарктным мышлением, точно таким же как и у человека. Посмотрите хотя бы на "братьев наших меньших" - домашних животных. Каким удивительно логичным и разумным часто является их поведение. Ничем иным, как абстрактным мышлением такое поведение не объяснить.

4. "Разумным" разумсделало появление речевого мышления.

Что такое - речевое мышление?

- Это способность к оперированию словами.

- А что это такое - слово?

- Слово - это знаковый символ какого - либо явления. И доходит оно до органов чувств - органа слуха - в виде простых колебаний воздуха. Такого же, как звука падающей капли дождя, звука клаксона автомобиля ... И так далее: точно также как и мириады звуков, которые мы слышим каждый день.

Главнейшее отличие Слова в том, что Слово формирует в головном мозге свою собственную ячейку памяти и эта ячейка прочно связана нервными связями с образами тех явлений, информацию о которых несет это слово.

Главная проблема "юзера" - души - в том, что она, владея огромным количеством информации, не может ею воспользоваться. Причина - в отсутствиии в головном мозге его тела ячеек памяти этой информации.

Вспомним, что ребенок рождается на свет с абсолютно "чистыми" мозгами. В его мозгах нет (пока) никакой информации в виде ячеек памяти. Память человека заполняется информацией - ячейками памяти - в течение всей его жизни.

Мы определили, что душа - "юзер" может управлять своим "биокомпьютером" через его "клавиатуру" - ячейки памяти головного мозга. Но если нет ячеек памяти - нет "клавиатуры", то как может "юзер" - душа - управлять "биокомпютером? Пусть это даже взрослое животное, чья память достаточно обширна.

Посмотри, читатель, на клавиатуру своего компьютера. На нем ты видишь толко буквы и цифры. Информацию, которую ты вводишь в компьютер, ты вводишь только при помощи слов. Представь, какой бы была клавиатура, если бы мы вместо слов использовали симолы явлений. Каждому конкретному явлению - свой конкретный символ. В такой клавиатуре были бы миллионы кнопок.

А если учтем, что память нашей души на много порядков превышает память, заложенную в головном мозге, то эта клавиатура должна состоять из многих и многих миллиардов кнопок.

Понятно, поэтому, почему разум высших животных так и и остается на уровне полуразума. Количество ячеек памяти их головного мозга намного порядков меньше количества ячеек памяти их души - "юзера". Душа высших животных поросту не может полноценно управлять своим "биокомпьютером" ввиду ограниченности иколичества "кнопок" на "клавиатуре" их "биокомпьютера".

Слово решило эту проблему.

Поскольку одним словом можно обозначить моногие тысячи явлений. Например слово "стол" для вас означает вид абсолютно всех столов, которые вы когда-либо видели в своей жизни. "Клавиатура" "биокомпьютера" человека, благодаря Слову, стала наконец, соответствовать объему памяти его души. И человек, наконец, на сознательном уровне, получил доступ к той громаде информации, которую накопила его душа за многие тысячи лет своей реинкарнации.

Так появился "разумный" разум.

Обо все этом и о многом другом, только более подробно и более научноо, читатель может прочитать в этой статье.

Разум. Разумность. "Неразумный" разум. Предразум. "Полуразумный" разум. "Разумный" разум.

Духовная сущность - душа - имеет информационную природу. То есть, представляет собойинформационный банк, в котором хранится абсолютно вся информация, полученная ото всех ее воплощений, за всю историю ее существования. А это сотни тысяч лет. Какая громада информации! Несоизмеримо больше тех крупиц знаний, которые хранятся в сознательной памяти человека.

Структурной единицей или ячейкой памяти духовной сущности является концепт.
Концепт – это нематериальная мысль.
Концепт – есть «порождение» сенсорного нервного центра. И представляет собой след - «отпечаток» прохождения электрических импульсов по нейронам головного мозга человека.
Концепт - как "отпечаток" - строением повторяет рефлекторную мысль. Только рефлекторная мысль имеет вполне реальный "рисунок" - проходит по конкретным нервным клеткам. А концепт - это тот же отпечаток, только нематериальный.

Таким образом, мышление духовной сущности – этоконцептуальное мышление.

Первым, в процессе эволюции жизни на Земле, появился соматический ум. Да и то, только после того, как нервная система живых существ достигла определенного уровня развития: появились рефлексы. Появление первого рефлекса – структурной единицы соматического ума – определило и появление соматического ума.

Соответственно: появились первые, такие же примитивные концепты. Зародилась душа - духовная сущность.

Общение, контакт духовной сущности и соматического ума происходит в Разуме.

РАЗУМ – это процесс взаимодействия духовной сущности и соматического ума, это область их совместной деятельности.
Разум - это «коммутатор» между духовной сущностью и соматическим умом.
Разум проявляется как абстрактное и речевое мышление.
Морфологически, разум "привязан" к центральной нервной системе.

Разум – это просто функция. Разума отдельно от соматического ума или духовной сущности не существует. Разум - это просто момент совмещения концепта духовной сущности и сенсорного НЦ (рефлекторной мысли) соматического ума. Поскольку рефлекторная мысль - есть прохождение импульсов по нервным клеткам, то и разум, традиционно, "привязывают" к головному мозгу.

Самостоятельно «мыслить» разумне может. «Мыслят» только духовная сущность или соматический ум. Только их «совместное мышление» порождает абстрактную или речевую мысль ("разумную" мысль).

Примитивные рефлексы существуют уже у асцидий и дождевых червей.
- Это означает наличие, пусть такого же примитивного, соматического ума.
- Это означает второе: появление духовной сущности, пусть и в зачаточном состоянии.
- Это означает и третье: наличие контакта этих примитивных рефлексов с их примитивными концептами. То есть: наличие разума, пусть и неимоверно примитивного.

Но назвать разумными тех же дождевых червей «язык не поворачивается». Пусть у них существует и нервная система, и духовная сущность. Должна существовать какая-то характеристика, отличающая разум человека от разума дождевого червя.

Здесь стоит ввести понятие разумности.

Начнем с того, что у биологических видов, стоящих на разных ступенях развития, существует разный уровень развития: и центральной нервной системы, и духовной сущности. Трудно сравнивать нервные ганглии того же дождевого червя и мощную структуру головного мозга человека. Также как и душу дождевого червя человека с душой человека.

Разумность должна зависеть как от уровня развития развития рефлекторной системы, так и от уровня развития духовной сущности.Разумность определяется уровнем развития духовной сущности и соматического ума и степенью их контакта. Исходя из этого, мы можем определить четыре ступени разумности:

  1. Неразумный разум. Характерен для низших животных, обладающих примитивной нервной системой и зачаточной духовной сущностью.

    У низших животных, с примитивным строением нервной системы, таких, как дождевой червь и асцидия, нет центральной нервной системы. Есть только периферическая нервная система. Рефлексы примитивны, и их количество очень ограничено. Количество концептов совпадает с количеством рефлексов. Соответственно, как соматический ум, так и духовная сущность находятся в зачаточном состоянии. Разум также в зачаточном состоянии – на уровне эмбриона. Общение между духовной сущностью и соматическим умом носит односторонний характер: информация идет только от соматического ума – к духовной сущности

  2. Предразум. Характерен для беспозвоночных и хордовых, обладающих значительно большим развитием нервной системы, но не обладающих центральной нервной системой.

    Уже сформировался небольшой (пока) концептуальный банк. И некоторые концепты стали обладать достаточно большой энергетикой, чтобы «прорваться» в соматический ум и «командовать своими рефлексами».

    Но и появление двусторонности общения на следующей ступени эволюции еще не приносит разумности. Причина: концепты совпадают со "своими" рефлексами. Концептуальное мышление все еще находится под полным контролем рефлекторного мышления. Если количество концептов совпадает с количеством сенсорных НЦ, то любая концептуальная мысль практически совпадает с рефлекторной мыслью и проходит под ее контролем.

  3. Полуразумный разум. Характерен для высших животных, с развитой центральной нервной системой, и мощным информационным банком духовной сущности.

    Количество концептов духовной сущности превышает количество сенсорных НЦ головного мозга. Наличие концептов, не совпадающих с рефлексами, делает концептуальное мышление свободным, не зависящим от процессов рефлекторного мышления. Никакой рефлекс не способен воздействовать на такую концептуальную мысль. Но этот фактор еще не делает разум полуразумным.

    Полуразумным разум делает абстрактное мышление. Только тот момент, когда концептуальная мысль стала способной не просто возбуждать «свой» нервный центр раздражителя рефлекса, но и соединять различные сенсорные НЦ - в НЦ абстрактной мысли, можно считать рождением полуразумного разума.

    У высших животных появилась способность духовной сущности к реальному воздействию на соматический ум. Концепты, обладающие большой энергетикой, стали способны «прорываться» в соматический ум и «создавать» там свои сенсорные НЦ.

    Общение между соматическим умом и духовной сущностью стало по – настоящему двухсторонним: духовная сущность у высших животных стала способной соединять разрозненные нейроны и сенсорные НЦ головного мозга в единый сенсорный НЦ абстрактной мысли: появилась способность к абстрактному мышлению.

    Именно появление способности живых биологических существ к абстрактному мышлению можно считать моментом зарождения полуразумности этих самых живых биологических существ. Духовная сущность впервые получила возможность взять под свой контроль некоторые поведенческие реакции биоорганизмов, и, соответственно: возможность управления биоорганизмом.

    Посмотрите хотя бы на «братьев наших меньших»: насколько удивительно логичным и разумным часто оказывается их поведение. Чтобы ни говорили господа ученые, как бы ни доказывали чистую рефлекторность поведенческих реакций высших животных: но высшие животные полуразумны.

    Для появления настоящей разумности в высших животных нет второго главного звена: речевого мышления.

    Можно путем генной инженерии и селекции развить органы речи любого из млекопитающих до уровня развития человека. Современная наука позволяет сделать это. В результате мы получим быстро прогрессирующий, полностью разумный биологический вид, способный и к абстрактному и к речевому мышлению. Настолько сейчас развит разум высших животных.

    Загадка «недостающего звена» человека: может быть именно таким способом человек разумный когда-то был создан? Да, именно развитие органов речи позволило когда-то обезьяне превратиться в человека. И позволит в будущем уходящему с планеты виду «homo sapiens» сотворить себе преемника, дабы не прервать цепи развития разума на Земле.

  4. Разумный разум. Характерен для человека и других, подобных ему биологических существ во вселенной, обладающих как абстрактным, так и речевым мышлением.

Появление слова дало возможность концептам, обладающим слабой энергетикой, «лавиной» прорваться в соматический ум. Им уже достаточно только одного сенсорного НЦ – НЦ слова, чтобы возбудить в соматическом уме всю информацию концепта. Точнее: всех концептов, чья информация, так или иначе, связана с эти словом.

А это громада информации!

Благодаря появлению слова, влияние духовной сущности на рефлекторное мышление многократно увеличилось. А, значит, степень развития разума – разумность – повысилась.

У полуразумных и разумных существ степень развития разума определяется степенью контакта соматического ума и духовной сущности. Существует закономерность: чем больше, по объему информации, информационный банк духовной сущности превышает объем памяти соматического ума, тем более разумным является биологическое существо – носитель духовной сущности, тем большим по продолжительности является период младенчества и детства представителей данного биологического вида.

У наших дождевых червей и асцидий, чей информационный банк количественно практически полностью совпадает с памятью их соматического ума, нет ни младенческого периода, нет и детства: их особи появляются на свет уже взрослыми, полностью готовыми к самостоятельному независимому существованию в окружающей действительности.

РАЗУМНОСТЬ – это степень контакта между духовной сущностью и соматическим умом и определяет способность концептуального мышления к управлению процессами рефлекторного мышления, определяется как степень развития абстрактного и речевого мышления. Разумность отражает степень развития разума.

  • Живые существа, не обладающие абстрактным и речевым мышлением, обладают неразумным разумом.
  • Живые существа, обладающие только абстрактным мышлением, являются полуразумными.
  • Живые существа, обладающие абстрактным и речевым мышлением, являются по-настоящему разумными.

Новорожденный младенец еще не обладает абстрактным и речевым мышлением – он неразумен. Пусть он и обладает мощным мозгом и великолепно развитой духовной сущностью. Максимально разумным человек становится в преклонные годы, когда количество познанных человеком концептов достигает максимума (разумеется, при условии отсутствия патологии его нервной системы). Таким образом: чем более старшим становится человек, тем более он разумен.

Здесь возникает интересный момент. Первое воплощение духовной сущности в теле человека, согласно законам реинкарнации, практически не имеет концептов (информации) существования как в теле человека, так и в человеческом социуме. Так что, если предположить гипотетическую ситуацию, когда такой человек познает все свои концепты, то среди них не найдется ни одного концепта существования в социуме человека. Такой человек будет выглядеть «инопланетянином» среди людей, умным, сильным, много знающим, но совершенно беспомощным в обществе людей. Его знания и разум будут совершенно неприспособленными к социуму человека.

Но это не будет означать неразумность такого человека. Это будет только означать, что он имеет другой разум, отличный от разума человека.

Сознание

Что такое сознание? Словари выдают нам жуткий, по сложности, ответ:

  • Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.
  • Созна́ние— состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
  • Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
  • И так далее и тому подобное… - мозги можно сломать.

Наука верно отметила обе важнейшие характеристики сознания: как отражение объективной реальности и субъективность этого отражения. Но абсолютно неверно – механизмы этого отражения. Оно понятно: отражение реальности происходит в соматическом уме и духовной сущности. А наука категорически отрицает наличие души. Отсюда и искажения.

Исторически сложилось, что свою субъективность, свою индивидуальность, свое «Я» человек отождествляет с разумом, а разум – с головным мозгом. Поэтому самого себя человек отождествляет с телом: «Я» - это мое тело. Глубокое заблуждение, одно из глубочайших в истории человека.

Тело – лишь придаток, биомеханизм, для развития нашего «Я». И ни капли более. Осознать собственное «Я» этот биомеханизм – наше тело - способно точно так же, как это может сделать сотовый телефон или планшетник. То есть, осознание собственной индивидуальности явно не принадлежит биологической основе.

Обладает ли осознанием собственной индивидуальности духовная сущность? Ответ напрашивается, вроде бы, сам собой: «Я» - это духовная сущность. Но ….

Духовная сущность, в отрыве от биологической основы, не может идентифицировать самое себя индивидуальной личностью именно по той причине, что все опорные точки ее концептов принадлежат всеобщему информационному банку - единому всемогущему существу. Она может осознавать себя лишь как частица этого целого настолько, насколько индивидуальны ее концепты.

Но и это осознание может произойти только через биологическое тело.

То, что мы понимаем под осознанием своей индивидуальности, может принадлежать духовной сущности лишь в симбиозе с биологической основой. Так что, индивидуальностью, осознанием своего «Я», осознанием своей отличности от всех других индивидуумов, обладают только высшие животные, и, прежде всего – человек, обладающий абстрактным и речевым мышлением.

В этом и счастье и беда человека.

Понятие индивидуальности связано с понятием личных интересов. А это, на фоне главного закона биожизни: «Выживай, выживай везде и всегда, чего бы тебе это не стоило », часто ведет к весьма негативным последствиям. Именно отсюда растут такие явления, как глубочайший эгоизм (в худшем его смысле), ложь, подлость, воровство, убийство, война…

В то же время, именно осознание своей индивидуальности позволяет индивидууму почувствовать всю красоту мира, всю красоту жизни. Только разум позволяет почувствовать нам радость от утренней зари, пения соловья, восхищение от бесконечно любимого образа любимого человека, от одного только вида мирно порхающей бабочки… Только разум способен к созданию великих шедевров искусства, и только разум способен осознать их величие…. К сожалению, когда мы прекратим свое развитие в биологических телах, прекратим реинкарнацию, мы лишимся и этой великой красоты….

Осознать свое «Я» - духовная сущность может только посредством биологического тела.

Но чтобы осознать себя индивидуумом, этот самый индивидуум должен признать существование других индивидуумов и явлений окружающей действительности как объективную реальность. Здесь мы подошли ко второй характеристике сознания: индивидуум должен быть способен объективно оценивать окружающую действительность. А объективно оценить окружающую действительность он может только обладая абстрактным (и речевым) мышлением. Здесь можно поставить прямую зависимость: чем выше степень абстрактного и речевого мышления биосущества, тем выше его сознание.

У низших животных, с примитивным уровнем развития соматического ума, нет сознания. Примитивное строение нервной системы является определяющим фактором, что концептуальное мышление проходит под полным контролем рефлекторного мышления. Окружающая действительность не может восприниматься объективно: она искажается, проходя сквозь призму безопасности биосущества. И отражает только то, что опасно или безопасно для него. Все остальное проходит мимо его внимания. Так что осознать самоё себя посредством примитивной организации биологической основы юная духовная сущность ну никак не может.

Эволюционно, сознание зародилось вместе с появлением двусторонности общения духовной сущности и соматического ума.. Именно когда юная духовная сущность стала способной возбуждать концепты, зародилось и «Я» - осознание самого себя индивидуумом. Только тогда, когда общение индивидуума с окружающей действительностью перестало быть чисто бессознательным. Когда информацию получало тело биосущества, а ответ стала формировать его духовная сущность.

Но, опять-таки, вся информация здесь вначале оценивалась только с позиции безопасности биосущества. Все процессы мышления направлены на выживание биологической основы. А собственное «Я» - полностью отождествляется с телом.

Живые существа, обладающие примитивным «предразумом», обладают и примитивным «предсознанием». Они могут осознавать свою индивидуальность, но оценивают окружающую действительность только сквозь призму собственной безопасности. На объективную оценку окружающей действительности они не способны.

Сознание становится настоящим с появлением настоящего абстрактного мышления – у высших животных. Только абстрактное мышление позволяет оценивать окружающую действительность объективно, а не только с позиции собственной безопасности.

Признаком настоящего сознания являются проявления высшими животными качеств аффинити – притяжения к тем или иным явлениям действительности с целью изучения этой окружающей действительности. Независимо от цели выживания.

Но, увы, способность к воздействию на соматический ум у высших животных еще мала. Собственное «Я» продолжает отождествляться с телом, а окружающая среда в подавляющем большинстве продолжает оцениваться сквозь призму безопасности организма.

Таким образом, высшие животные, с хорошо развитым абстрактным мышлением, обладают полусознанием, со всеми его характеристиками: осознанием собственного «Я» - своей индивидуальности, возросшей (но, увы: пока еще слабой) степенью объективности оценки окружающей действительности, способностью любить и ненавидеть…

И только с появлением слова и речевого мышления сознание становится полным – достигает наиболее высокого развития, которым оно может быть у биологических индивидуумов. Слово и речевое мышление убирают лишнее промежуточное звено в освоении духовной сущностью окружающей среды, а именно: сенсорные нервные центры органов чувств. А, значит: сознание человека становится многократно менее зависимым от рефлекторного мышления.

Духовная сущность теперь напрямую, минуя многочисленные сенсорные НЦ образов, которые отражает слово (возбуждая только НЦ слов), взаимодействует с окружающей действительностью. Излишне объяснять, что это означает качественный скачок в объективном восприятия окружающей действительности.

Но самое главное: благодаря речевому мышлению человек становится способным не только сознательно управлять своим рефлекторным мышлением и поведением, не только объективно оценивать окружающую действительность, но и сознательно управлять этой окружающей действительностью.

Именно речевое мышление позволяет развернуться духовной сущности, превратиться из сознания животного – в сознание Человека.

Уровень сознания человека прямо пропорционален степени развития абстрактного и речевого мышления. Здесь существуют закономерности:

  • Чем больше информационный банк человека, тем легче его концептам «прорваться» в соматический ум человека, тем большая доля духовной сущности в симбиозе «человек», тем выше уровень абстрактного и речевого мышления, тем выше уровень его самосознания, тем более красив человек.
  • Чем больше концептов собственной духовной сущности познано человеком, тем более реально он воспринимает окружающую действительность, тем более объективно ее оценивает, тем большим «Я» он себя ощущает, тем более он сознателен.

Ввиду относительно малого количества концептов информационного банка, первые воплощения духовной сущности в теле человека (первые реинкарнации) практически не обладают высшим сознанием. Количество познанных концептов чрезвычайно малое, речевое мышление слабое, абстрактное мышление – немного выше чем у животных. Они еще не способны к сознательному изменению окружающей действительности и полностью отождествляют себя с телом. За примерами не надо далеко ходить: это люмпен-пролетариат, в первую очередь – бомжи.

Воплощения более «старых» духовных сущностей обладают большим информационным банком и большим количеством познанных концептов. Поэтому они обладают большим сознанием: они уже меньше отождествляют себя с телом, духовность имеет большее значение в их жизни. Отсюда вывод: чем старше духовная сущность, чем больше количество ее реинкарнаций в теле человека, тем выше сознание человека – воплощения этой духовной сущности.

Но человек должен пройти достаточно длинный путь эволюции, пока он осознает свою духовность. До этого он продолжает отождествлять себя с телом. Пусть он по десять раз в день ходит в церковь или мечеть, пусть он непрерывно молится во имя спасения своей души, но осознать свою духовность, познатьконцепт духовности он не способен до определенной точки своей эволюции. Отсюда: настоящего селф-детерминизма нет – нет полного самосознания, истинного осознания своего «Я».

Дать истинно объективную оценку окружающей действительности человек на этой ступени развития не способен по той причине, что он еще не создал концептов первозданных Истин.

Осознать свою духовность человек сможет только после того, как он преодолеет барьер познания – некую критическую величину накопленных концептов, после которой процессы Познания нарастают лавинообразно. Именно лавинообразный характер познаваемой информации позволяет человеку познать и осознать истину своей духовности. Только высший уровень знаний окружающей действительности дает высшую объективность ее оценки, высшую степень осознания своего «Я» - как духовного, а не биологического существа, высшее его сознание.

СОЗНАНИЕ – это качество биологической жизни, означающее способность к осознанию биосуществом своей индивидуальности и к объективной оценке окружающей действительности. Возникает на высших ступенях эволюции биожизни. Определяется двумя характеристиками:

  1. осознанием индивидуумом своего «Я» - собственной индивидуальности;
  2. способностью к объективной оценке окружающей действительности.

Появление сознания, эволюционно, определяется появлением абстрактного мышления.

Можно выделить четыре уровня сознания:

  • Предсознание. Характеризуется только наличием осознания своего «Я» - своей индивидуальности. Окружающая действительность не может оцениваться объективно, а оценивается только с позиций безопасности для индивидуума. Присуще низшим животным.
  • Полусознание. Характеризуется осознанием соей индивидуальности, появлением способности к некоторой степени объективности оценке окружающей действительности и проявлением качеств аффинити (смотри статью «Аффинити»). Присуще высшим животным.
  • Полное сознание. Характеризуется осознанием своей индивидуальности, проявлением качеств аффинити, большой степенью объективной оценки окружающей действительности и способностью к управлению этой действительностью. Все это – на основе речевого мышления. Присуще человеку до момента осознания им своей духовности.
  • Высшее сознание. Характеризуется осознанием своего духовного «Я», полной объективностью оценки окружающей действительности, проявлением аффинити и управлением окружающей действительностью. Присуще человеу с момента осознания им своей духовности.

Сознание и инграмма

Большое влияние на степень сознания человека оказывает количество инграмм соматического ума человека. Понятие инграммы ввел американский философ Л.Р.Хаббард. Инграмма, по его определению, это умственный образ – картинка, запись момента боли и бессознательного состояния, сделанная реактивным (соматическим – примечание автора) умом. Инграммы – это полные, вплоть до последней, точной подробности, записи каждого ощущения, присутствовавшие в момент полной или частичной боли и бессознательности.

В книге второй «Физиологические основы психологии » мы подробно рассмотрели действие инграммы и определили, что любая инграмма представляет собой сенсорный нервный центр инстинкта самосохранения, в котором оббязательно присутствует слово. То есть инграмма - это вся информация, воспринимаемая органами чувств в момент опасности и сохраненная в памяти как обзначающая угрозу для жизни. Включая информацию слова. При этом, угрозу для организма будет представлять не только данное слово, но и все те явления, которое обозначает это слово.

Например: слово «мама», услышанное человеком в момент смертельной опасности, с этого момента будет означать для него превращение своей матери - в угрозу для его жизни. И этот несчастный с тех пор будет избегать общения с собственной матерью. Увы, таковы законы работы соматического ума.

Инграммы заставляют человека неадекватно реагировать на явления окружающей действительности. Инграммы искажают поступающую информацию, заставляя соматический ум поверить, что безобидные явления несут смертельную угрозу организму. Человек начинает видеть мир искаженным, как через кривое зеркало.

Наличие инграмм заставляет понижаться эмоциональный баланс человека в сторону отрицательных эмоций. Что автоматически ведет к усилению действия инграмм. Этот процесс делает все более преобладающим процесс рефлекторного мышления над абстрактным и речевым мышлением. Человек становится все более и более неадекватным.

Таким образом, чем большим инграммным банком обладает человек, тем в большей степени в процессах его мышления преобладает рефлекторное мышление, тем меньшая доля абстрактного и речевого мышления, тем больше человек отождествляет себя с телом, тем меньшим сознанием он обладает.

Чем большим инграммным банком обладает человек, тем более он отождествляет себя с телом, тем меньшим сознанием он обладает.

Подсознание

Человек, как правило, путает понятия «подсознание» и «бессознательность», часто отождествляя их друг с другом. Это неверно. Человек – бинарное существо. Две его составляющие – духовная сущность и биологическая основа, хотя и существуют совместно, но каждая - по своим законам. Процессы концептуального и рефлекторного мышления, осуществляемые независимо друг от друга образуют то, что является подсознанием и бессознательностью.

Кроме познанных концептов (осознаваемой, человеком, информации), в духовной сущности человека существуют и непознанные концепты (неосознанная информация). Более того, количество непознанных концептов на много порядков превышает количество познанных концептов. Познанные концепты представляют собой лишь «верхушку верхушки айсберга», тогда как вся остальная часть «айсберга» представляет собой все непознанные концепты. Человек даже не подозревает, какой громадой информации он обладает. Точнее: обладает его духовная сущность.

Концепты управляют жизнедеятельностью человека. Это определяется наличием высокоразвитой духовной сущности. Если концепт познан, то есть имеет свой сенсорный НЦ в составе головного мозга, то в результате его возбуждения мы получаем сознательную мысль человека. Если концепт не познан - не имеет сенсорного НЦ - то мысль человека будет подсознательной.

Отсутствие сенсорного НЦ в его головном мозге не позволяет человеку осознать этот концепт, но и не мешает концепту участвовать в процессах концептуального мышления. И, если этот непознанный концепт оказался самым эффективным ответом на поступившую информацию, и если он обладает достаточно сильной энергетикой, он все равно находит пути, чтобы оказать соответствующее действие.

Этот момент воздействия человек чувствует как подсознательную мысль, знание «ниоткуда», интуицию, толкающие человека поступать так, и никак иначе.

ПОДСОЗНАНИЕ – это процесс концептуального мышления, происходящий в отсутствие сенсорных НЦ концептов, то есть – вне тела.

Появление подсознания, в эволюции жизни на Земле, определяется появлением «замка познания». Когда количество концептов стало превышать количество сенсорных НЦ в головном мозге, тогда и стала теряться способность воздействия сенсорных НЦ на все концепты духовной сущности. У части концептов появилась свобода. Они уже несли информацию, столь отличную от информации сенсорных НЦ, что никакое возбуждение сенсорных НЦ не могло привести эти концепты в состояние возбуждения.

Но количество таких свободных концептов должно было быть достаточно большим, и между ними должны были существовать связи, для возникновения независимого концептуального мышления. Только тогда зародилось подсознание. Эволюционно, в биоценозе планеты, это связано с появлением головного мозга – высшего отдела центральной нервной системы.

Это понятно: до появления головного мозга рефлексы были примитивны. Понятие «анализ и синтез информации» отсутствовало. Да и само понятие сенсорных НЦ можно применять к низшим животным лишь условно. В нервной системе еще не было четкого функционального разделения на эффекторные и сенсорные НЦ. И только с появлением головного мозга появилась способность к настоящему анализу и синтезу информации. Появление головного мозга у животных, появление «замка познания » означало и зарождение селф-детерминизма процессов концептуального мышления, зарождение подсознания живых существ.

Человек, с высоким уровнем подсознания, даже не зная своей истинной сущности, ощущает себя большим существом, чем просто тело. И здесь можно провести интересные наблюдения.

Духовность. Духовность ребенка и духовность взрослого

Младенец, не обладающий еще речевым мышлением, обладает минимальным сознанием, чем взрослый человек, но высокой степенью подсознания. Это закономерно и происходит именно вследствие малой разумности младенца: контакт его духовной сущности с биологической основой еще слишком мал: в его соматическом уме еще чрезвычайно мало сенсорных НЦ.

Такой малый контакт означает и меньшую зависимость духовной сущности от биологической основы. При этом, информационный банк духовной сущности ребенка огромен: не меньше чем у взрослого человека. Такая малая зависимость духовной сущности от тела означает бо́льшую степень духовности человека. Ребенок является более духовной личностью, обладает большим самосознанием духовного существа, большим подсознанием, чем взрослый человек.

Взрослея, человек теряет это высокое духовное самосознание: его соматический ум быстро растет за счет все новых и новых сенсорных НЦ, человек становится более зависим от своего тела, да и инграммный банк растет. Такой регресс заставляет повзрослевшего человека отождествлять себя с разумом, или, даже - с телом.

Любопытно: такая высокая степень развития самосознания у ребенка, означает и его более высокую способность к общению с окружающим миром посредством только концептуального мышления. Восприятие явлений действительности «напрямую», минуя органы чувств, - у духовной сущности ребенка развито намного сильнее, чем у взрослого человека. Причина та же: слабый контакт его духовной сущности с его соматическим умом.

Действительно, в первые свои годы человек воспринимает явления окружающей действительности «как есть» – без тех искажений, которые затем вносит в восприятие разум человека. Вспомним, как мы умиляемся детской непосредственности, и, как порой нас поражает удивительно глубокая и точная оценка ребенком какого-либо явления. Это есть проявления высокого духовного самосознания ребенка.

Потому мы можем сделать парадоксальный вывод: овладение абстрактным и речевым мышлением в первые, детские годы человека – есть регресс, шаг назад состояния духовной сущности в воплощении в теле человека.

Духовная сущность способна общаться с окружающей действительностью и только посредством концептов. Появление лишнего промежуточного звена, в виде абстрактного и речевого мышления, по большому счету, затрудняет общение духовной сущности с окружающей действительностью.

Если добавить сюда все проблемы, которые несет духовной сущности ее симбиоз с соматическим умом, тогда становится понятным, насколько духовная сущность осложняет себе жизнь, воплощаясь в очередное биологическое тело. Но это есть необходимое зло, та дань, которую платим все мы, во имя достижения главной цели: могущества и бессмертия жизни.

Из всего этого можно сделать один весьма важный вывод, касающийся всех родителей на планете:

Ребенок, даже еще не родившийся, находящийся в утробе матери, уже есть личность. Личность со своим мировоззрением, своим отношением к жизни, богатым опытом в виде огромного информационного банка. Любой младенец, по сути, есть «инопланетянин», пытающийся выжить на этой планете. И потому главная задача нас, взрослых людей: помочь такому беспомощному, юному, но осознающего себя духовной личностью «инопланетянину», приспособиться к окружающей действительности, УВАЖАЯ ЕГО ЛИЧНОСТЬ.

Степень духовного самосознания - подсознания - человека снижается в период освоения, человеком, абстрактного и речевого мышления, и достигает минимального значения в момент, когда человек полностью освоит абстрактное и речевое мышление. Этот момент находится где-то в отрочестве и юности человека. Поскольку познанных концептов в этом возрасте у человека также еще очень мало, то мы можем говорить о естественном эволюционном минимуме духовности человека периода его отрочества. Именно в период отрочества и юности человек является наименее духовным существом.

Бессознательность

Мы рассмотрели сознание и подсознание. Сознание – это способность концепов души управлять рефлексами тела. Подсознание – это процессы концептуального мышления, протекающие независимо от рефлекторного мышления.

Степень сознания определяется соотношением телесного и духовного: чем большее преобладание ду ховной сущности в управлении жизнедеятельностью человека, тем более он сознателен. И наоборот: чем более в управлении жизнедеятельностью человека участвует соматический ум, тем менее сознателен человек. Полное подавление концептов рефлексами означает и полное отсутствие сознания. Это будет рефлекторная бессознательность.

Рефлекторная деятельность - есть деятельность тела человека – второй «ипостаси» человека. И, если сознание и подсознание человека определяется явным преобладанием духовной сущности в жизнедеятельности человека, то преобладание соматического ума над духовной сущностью – есть та или иная степень бессознательности. Частичное подавление духовной сущности соматическим умом – есть частичная бессознательность, полное подавление духовной сущности рефлексами– есть полная бессознательность.

Исполнение рефлексов проходит мимо сознания человека – это закон соматического ума. Концепт может только воздействовать на сенсорный НЦ рефлекторной дуги. Вся остальная часть рефлекторной дуги безраздельно принадлежит соматическому уму. Идет человек, или ест, или пьет, стучит у него сердце, работают печень и легкие, и так далее – все это бессознательные действия. Сознательными могут быть только мысли об этих действиях.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – преобладание, в жизнедеятельности человека, процессов рефлекторного мышления над концептуальным.

В жизнедеятельности человека бессознательность начинает преобладать над сознанием, когда в действие приходят инстинкты самосохранения. В тот момент, когда соматический ум оценит поступающую информацию, как сигнал об опасности организму, он берет власть в свои руки. Духовная сущность «отодвигается в сторону» в момент действия инстинктов самосохранения. Степень «захвата власти» соматическим умом и степень «отодвигания в сторону» духовной сущности прямо пропорциональна степени угрозы жизни – насколько ее оценил соматический ум. Как правило, в минуты смертельной опасности соматический ум полностью берет власть в свои руки. Человек в эти минуты полностью бессознателен.

Мы также можем говорить о какой-либо степени бессознательности и в моменты действия остальных инстинктов: рефлекторная деятельность – есть прерогатива соматического ума. Сознательными могут быть только мысли о них.

Степень бессознательности человека повышается и по мере понижения эмоционального тона человека. То есть: бессознательность зависит от степени неудовлетворения рефлекторных дуг. Чем больше неудовлетворенных рефлекторных дуг, на данный момент, имеет в составе своего соматического ума человек, тем выше степень его бессознательности.

И наоборот: чем выше эмоциональный тон человека, тем выше степень его духовности, тем больше духовная сущность управляет человеком, тем более он сознателен. (Разумеется: сюда не относится повышение эмоционального тона в результате воздействия наркотиков и алкоголя).