закономерности познания или почему так плоха западная система образования

Мы все ругаем современную систему образования, интуитивно понимая, что она намного проигрывает советской школе. Но никто не может обоснованно ответить на вопрос: 
— А чем, конкретно, она проигрывает?
С позиции автора данной статьи ответ очевиден: советская система образования учитывала закономерности процессов ПОЗНАНИЯ в процессе обучения. Западная система образования, принятая в нашей стране после переворота девяностых, однозначно на это плюёт – не побоюсь этого слова. 

 

Закономерности работы головного мозга.

По сути, головной мозг человека представляет собой биологический компьютер. С этим фактом спорить невозможно хотя бы по одной причине: на основе знаний о закономерностях работы головного мозга возникла кибернетика – наука, лежащая в основе всех компьютерных технологий.

Рассмотрим работу головного мозга с позиции процессов Познания.

Каждый бит информации имеет своё «законное место» в головном мозге – сенсорный нервный центр (сенсорный НЦ) – ячейку памяти головного мозга. Как правило, сенсорный НЦ представляет собой объединение из группы нейронов – нервных клеток. Но может состоять и из одного нейрона.

Воздействие информации попадает на рецепторы одного из органа чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные ощущения), и превращается там в нервный импульс (импульс электрического тока).

Путь нервного импульса (несущего этот бит информации) от рецепторов органов чувств к «своему» сенсорному НЦ строг и целенаправлен. Он всегда, в обязательном порядке, прямо или по промежуточным нейронам (нервным клеткам), приводит к «своему» сенсорному НЦ, к «своей» ячейке памяти.

Самое интересное начинается потом.

В головном мозге все сенсорные НЦ — ячейки памяти – связаны между собой точно такими же логическими, причинно — следственными связями, какими мы их видим между явлениями, информацию о которых несут эти сенсорные НЦ.

Например, сенсорный НЦ слова «автомобиль» связан нервными связями со всеми остальными сенсорными НЦ вида всех автомобилей, которые когда-то видел в своей жизни человек, со всеми случаями с автомобилями из его жизни, со всеми агрегатами и узлами автомобилей, которые он знает. При этом вся логика нервных связей между всеми этими сенсорными НЦ повторяет логику причинно – следственных связей между всеми этими явлениями.

Иначе не было бы Разума Человека.

Нервные связи устанавливаются в момент одновременного возбуждения различных сенсорных НЦ. То есть: в момент одновременного поступления информации на эти сенсорные НЦ, между ними пробегает нервный импульс («нервное замыкание»). И объединяет их в единый блок информации.

Это закон: в момент одновременного возбуждения различных НЦ головного мозга между ними обязательно устанавливается нервная связь. В этом суть процесса запоминания.

Когда в дальнейшем, наш бит информации вновь попадает в свой (уже сформированный) сенсорный НЦ, он возбуждает его, то есть: заставляет его, как бы, просыпаться. И наш «проснувшийся» нейрон тут же принимается за работу.

Он перенаправляет поступивший сигнал по своим ответвлениям – отросткам (эти ответвления называются аксонами), в сторону других сенсорных НЦ, связанных с нашим сенсорным НЦ. Этот сигнал распространяется по существующим нервным связям — в полном соответствии со смысловой нагрузкой того пакета информации, в составе которого пришёл наш бит информации.

В головном мозге для реализации этой логической взаимосвязи существует своеобразная «пропускная система»: система «ДА – НЕТ». То есть: сигнал на «развилке» может пойти дальше, а может и нет. Может пойти в одну сторону, в другую — блокируется. Может пойти во все стороны, а может полностью заблокироваться. Это двоичная система передачи сигналов, как и в цифровых технологиях.

Куда дальше будет распространяться нервный импульс от нашего сенсорного НЦ, а куда – нет, будет зависеть от нескольких факторов.

Фактор первый. Место соединения аксона со следующим нейроном.

Соединение аксона со следующим нейроном происходит в синапсах — точках соединения между двумя нейронами. От того, где именно, будет располагаться синапс, будет зависеть: пройдёт дальше нервный импульс, или – нет. Дело в том, что аксон подходит либо к телу следующего нейрона, либо к его принимающему отростку – дендриту (дендрит – отросток нейрона, функция которого: принимать нервный импульс).

Если синапс расположен на дендрите, то сигнал дальше не проходит. Он только приводит нейрон в «легкое возбуждение». Недостаточное для того, чтобы возбудился весь нейрон. Но, если, к данному нейрону одновременно подошли несколько таких «слегка возбуждающих сигналов», тогда нейрон может «проснуться по-настоящему» и возбудить свой сенсорный НЦ.

Этот механизм отбора «неважной», несущественной информации, которая существует в головном мозге. Но не имеет реального отношения к тому блоку информации, который и возбудил первый сенсорный НЦ.

Если синапс расположен на теле нейрона то сигнал однозначно проходит дальше. То есть: он возбуждает этот нейрон.

Фактор второй. Устройство синапса.

Синапс, по сути, представляет собой своеобразный «пропускной пункт». Устройство синапса таково, что он:

  1. Во-первых, пропускает сигнал только в одну сторону, в сторону следующего нейрона. Обратно – нет.
  2. Во-вторых, синапс либо пропускает сигнал. Тогда он называется «возбуждающим». Либо, наоборот: блокирует его прохождение. Тогда он называется «тормозным».

Пропускать или не пропускать сигнал – это «программируется» в момент установления связи между сенсорными НЦ. «Программируется» смысловой нагрузкой, логическими, причинно – следственными связями между явлениями, информацию о которых несут эти сенсорные НЦ.

Например, нервный импульс информации о том, что надо согнуть руку, одновременно оканчивается: возбуждающим синапсом на НЦ, идущего к бицепсу, и тормозным синапсом на НЦ, идущего к трицепсу.

Механизм отражения в нервных связях всей глубины причинно – следственных связей между явлениями, достаточно сложен. Желающие могут ознакомиться с этой информацией в книге «Физиологические основы психологии» на сайте автора. В данной статье всю эту громаду информации раскрыть мы не сможем.

Этот механизм – есть продукт многомиллионолетнего естественного отбора в животном мире Земли.

Подведём некоторый итог.

  1. Память человека представляет собой систему из сенсорных НЦ — ячеек памяти головного мозга. Где каждый НЦ несёт отдельную информацию (один бит информации) о каком-то явлении действительности.
  2. Все эти сенсорные НЦ – ячейки памяти – связаны между собой нервными связями. Которые полностью отражают всю систему взаимоотношений между самими явлениями, которые эти сенсорные НЦ отражают (какими их осознаёт человек).
  3. Эта система взаимоотношений между явлениями морфологически отражается в головном мозге как пропускная система «да-нет». То есть, сигналы между различными сенсорными НЦ, между нейронами, либо пропускаются, либо – нет. Либо действие пропущенных, но слабых сигналов, суммируется. Работа этой «пропускной системы» аналогична двоичной системе пропуска сигналов в компьютерах.
  4. Нервные связи между различными сенсорными НЦ устанавливаются в момент их одновременного возбуждения.

Это есть система получения, анализа, синтеза и сохранения информации в головном мозге человека. Которая, собственно, и представляет собой морфологическую основу Разума человека.

При этом: каждый сенсорный НЦ (информации) связан пропускной системой «да – нет», посредством многочисленных нейронов, практически со всеми  сенсорными НЦ головного мозга.

Какая сложнейшая и безошибочная система!  В этом основа механизма безошибочной работы РАЗУМА человека.

Процессы ПОЗНАНИЯ

Каждое слово, как и положено, имеет свой сенсорный НЦ в головном мозге. Его особенность: сенсорный НЦ слова напрямую связан нервными связями абсолютно со всеми сенсорными НЦ явлений, информацию о которых несёт это слово.

Например, сенсорный НЦ слова «автомобиль» связан со всеми сенсорными НЦ информации: обо всех увиденных, когда-то, автомобиля, об их устройстве, о всех ситуациях, связанных с автомобилями, о всех запахах, звуках и пр.., связанных с автомобилями. И все эти сенсорные НЦ информации связаны между собой и с сенсорным НЦ слова «автомобиль» соответствующими нервными связями.

— Какая громада информации!

Но у сенсорного НЦ слова есть уникальная особенность. Она базируется на том, что в большинстве случаев каждое слово имеет несколько дефиниций – толкований этого слова. И это создаёт проблемы. Например, слово «коса» имеет три дефиниции:

  1. Девичья коса из волос на голове.
  2. Песчаная отмель на берегу реки, моря.
  3. Инструмент для скашивания травы.

И каждая из этих дефиниций имеет свой собственный сенсорный НЦ в головном мозге.

Соответственно: сигнал от услышанного слова «коса» поступает сначала к сенсорному НЦ слова «коса». А от уже него ко всем этим трём сенсорным НЦ дефиниций этого слова. И далее, сигнал идёт по системе «да — нет», в соответствии со смыслом предложения, в котором это слово присутствует.

Факт первый: с чего вы, господа взрослые, взяли, что все три сенсорных НЦ уже есть в головном мозге ребёнка ?!

Ребёнок только – только начал познавать окружающий мир. И, в 99 случаев из 100 он не знает всех дефиниций слова. Соответственно: в его головном мозге нет всех сенсорных НЦ дефиниций слова, которое он услышал или прочитал.

Что происходит в этом случае.

К примеру, ребёнок знает только одну дефиницию слова «коса» — как девичью косу из волос. Допустим учитель продиктовал предложение: «Мальчик стоял на косе и ловил рыбу».

Соответственно, каждый нервный импульс от услышанных слов: «мальчик», «стоял», «на», «косе», «и», «ловил», «рыбу» дошёл до своего сенсорного НЦ. А, поскольку они прозвучали в одной фразе одновременно, то между ними образовалась нервная связь. И в голове ученика сформировался образ мальчика, стоящего на девичьей косе из волос, с удочкой в руках, ловящий рыбу.

– Абсурд.

Образ «мальчика на рыбалке» не может быть связан нервной связью причинно — следственных отношений с образом «девичьей косы». Но резкого, прямого отрицания этого здесь нет. В головном мозге сенсорные НЦ этих двух явлений (рыбалка и девичья коса) связаны между собой пропускной системой «НЕТ» через большое количество промежуточных нейронов. Сигнал просто — напросто не успевает дойти до пропускного пункта «НЕТ» между ними . Он затухает где-то по дороге. Потому и сформировался в голове ученика образ мальчика, ловящего рыбу на девичьей косе.

Если бы учитель на этом окончил своё повествование, то всё бы прошло без особых осложнений. В голове ученика сформировался бы удивительный образ мальчика с удочкой, стоящего на девичьей косе. Но тут прозвучал звонок, и внимание мальчика переключилось на игру «в догонялки». Где сенсорные НЦ информации не связаны с повествованием учителя «Мальчик стоял на косе и ловил рыбу».

Рассмотрим другой вариант. Где урок продолжается и учитель продолжает повествование: «Наконец поплавок удочки клюнул, и мальчик умело подсёк рыбу».

Вновь, благодаря нервному замыканию, в голове мальчика формируется второй образ: поклёвки и удачной подсечки рыбы. Из соответствующих сенсорных НЦ.

А далее головной мозг пытается соединить воедино сенсорные НЦ образов: «Мальчик стоял на девичьей косе из волос и ловил рыбу» и «Наконец поплавок удочки клюнул, и мальчик умело подсёк рыбу».

Начинаются процессы мышления: нервные импульсы направляются по всей цепочке сенсорных НЦ, связанных с этой информацией.

Разумеется, где-то в этой сложной взаимосвязи нейронов, нервный импульс натыкается на блокирующий синапс. Срабатывает пропускная система «НЕТ». Ибо в природе нет такого явления, когда мальчик стоит на девичьей косе и ловит рыбу. Это невозможно. Эти явления не связаны между собой причинно – следственными связями в реальной действительности. И мальчик знает это.

Сигнал блокируется. Единого блока информации не образуется. И головной мозг – «компьютер» — «зависает». Как и положено любому компьютеру в этой ситуации. Ибо в головном мозге пришли в возбуждение два, взаимно исключающих друг друга, блока информации.

Здесь мы видим проявление одного из главных законов работы головного мозга: взаимная индукция процессов торможения и возбуждения. Он означает, что одновременное возбуждение в головном мозге двух, антагонистичных друг другу, нервных центра, приводит к из взаимной блокировке.

В каждом таком возбуждённом НЦ сигнал от него всегда распространяется по системе «ДА» в сторону «своих», «дружеских», логически связанных родственной информацией, нервных центров. Одновременно, он распространяется по системе «НЕТ» в сторону нервных центров, не связанных родственным смыслом, антагонистичных этому НЦ, нервных центров. Блокируя их работу.

Например, в момент вдоха, сигнал «ДА» направляется во все нервные центры, способствующие процессу вдоха. Происходит активизация этих НЦ и соответствующих групп мышц. А во все нервные центры, способствующие процессу выдоха, отправляется сигнал «НЕТ».  Происходит блокирование этих НЦ и соответствующих групп мышц.

В нашем примере мы видим два одновременных очага возбуждения в головном мозге. Один очаг: это образы девичьей косы и всё, что с ней связано. Другой очаг: это образы мальчика на рыбалке. Головной мозг пытается связать их в единый блок информации.

Но получает обратный эффект. Поскольку каждый очаг возбуждения здесь индуцирует процессы торможения на другой очаг. Они блокируют друг друга. Поэтому и происходит блокировка процессов мышления и процесса Познания.

Согласно законам работы головного мозга, он (головной мозг) всё рано ищет «обходные пути» чтобы связать два этих антагонистичных центра возбуждения в единый блок. Это проявляется в усилении нервной деятельности: усилении и увеличении количества нервных импульсов, исходящих из этих очагов возбуждения.

В результате, всё больше сигналов натыкается на «пропускные пункты» «НЕТ». Процессы торможения в головном мозге всё более усиливаются. Блокировка процессов мышления усиливается. Головной мозг – «компьютер» всё больше «зависает».

И, как бы увлекательно не рассказывал учитель об этой рыбалке, ученик категорически не сможет воспринять его информацию, какой бы лёгкой, для понимания, она была. Это не позволяет головной мозг ребёнка – его «зависший» «компьютер».

Теперь, читатель, предлагаю открыть любой современный учебник и прочитать первую попавшуюся задачку с позиции вышеописанного. Даже взрослому человеку зачастую трудно понять, что требуется в этой задачке. А как это сможет понять ребёнок?

Это, пожалуй, самый главный закон процесса ПОЗНАНИЯ: любая непонятая или неправильно понятая информация полностью блокирует дальнейший процесс Познания изучаемого объекта.

Если вы видите, что ребёнок на уроке отвлекается от изучаемого материала: ёрзает, отвлекается на другие темы, перешёптывается с кем-то, зевает и пр…, то это означает только одно: ребёнок «поймал» непонятую информацию. И все попытки заставить ребёнка Познать этот материал абсолютно бесполезны.

И не надо сетовать здесь на капризность или «тупость» ребёнка. Он может быть очень прилежным и с увлечением изучать это материал. Но его головной мозг блокирует его прилежность и его увлечённость из-за непонятой информации.

Выход здесь только один: надо найти неправильно понятую дефиницию слова. Если вы не нашли эту «неправильную» дефиницию в данной мысли, в данном абзаце, то обратитесь к чуть более ранней мысли, раннему абзацу. Не ленитесь, и вы обязательно найдёте это непонятое слово.

Конечным результатом станет момент «озарения» ребёнка. Ребёнок вспыхнет радостью, когда вдруг поймёт смысл непонятого, ранее предложения (это ФИЗИОЛОГИЧЕСККОЕ проявление момента этого озарения!). Блокировка исчезнет и ребёнок с увлечением продолжит изучать материал. Это также важнейшая закономерность Познания, которую педагогика почему-то совершенно не учитывает.

А жаль. Метод поиска непонятого слова и момент озарения – как закономерный результат обнаружения этого непонятого слова — дает практически 100% успех в изучении материала.

К учебникам должны предъявляться жесткие требования:

  1. Изучаемый материал должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка (сенситивному периоду). (Что есть сенситивный период, рассмотрим чуть далее).
  2. Изучаемый материал (параграф) должен умещаться в одну страницу учебника. Максимум – в полторы.
  3. Весь изучаемый материал параграфа должен излагаться последовательно, не прерывая логическую цепь: от абзаца – к абзацу.
  4. Один абзац должен содержать только одну мысль.
  5. Абзац не должен включать в себя больше трёх – четырёх предложений.
  6. Предложения в абзаце должны быть короткими и простыми. Но никак не сложносочинёнными, не сложноподчинёнными.
  7. Изучаемый материал не должен быть загружен лишней информацией, отвлекающий ученика от основной мысли.
  8. Все слова в предложениях должны излагаться в дефинициях, понятных ребёнку.

Эти требования в достаточной мере учитывала советская школа. Учебники писались талантливыми педагогами. Вспомним, хотя бы, знаменитый учебник физики Пёрышкина (какой удивительно простой, понятной и увлекательной казалась физика в его изложении!). Объяснение простое: учебники писались для народа, чтобы поднять почти поголовно безграмотное население страны до высшего уровня Познания. Во многом именно это обеспечивало высокое качество обучения советской школы.

Такая жесткость требований к учебникам обеспечивала успешное (даже самостоятельное) изучение ребёнком учебного материала.

Где, сейчас, можно найти такие учебники? Их выбросила «на помойку» современная «прогрессивная» западная система образования. Заменив их учебниками с таким сложным в понимании, текстовым материалом, что и взрослому не разобраться, не то, что ребёнку…

— Господа современные взрослые! Кто из вас может похвастаться тем, что его ребёнок сам, не обращаясь к вам, успешно делает уроки?  — Увы…

Как видите, дело здесь не в лени ребёнка, не в отсутствии у него способностей. Дело в той «передовой», «прогрессивной» системе образования, которую нам всучил Запад в лице яростнейшего врага российского государства – Сороса.

Иначе чем диверсией против российского государства это не назовёшь.

Но с точки зрения: как уничтожить Россию, Сорос сделал безукоризненно правильный ход. Он ввёл в России такую систему образования, которая не позволяет взращивать высокограмотных, широкообразованных специалистов.

Массы детей, прошедших эту систему обучения, вырастут в простых, покорных исполнителей. Ибо малограмотными людьми легко управлять.

Высокограмотными управленцами и специалистами смогут стать только те, кто сможет получить достойное (не «соровское») обучение. А это возможно (в «соросовской» системе) только при индивидуальном занятии с детьми. То есть: вкладывая значительные финансовые средства в обучение детей. Увы, это доступно только богатым родителям.

К чему это приведёт? — Судить тебе, читатель.

Эффект «кратковременной памяти» и «долговременной памяти».

 Старшее поколение, обучавшееся в советской школе, наверняка помнит некую степень занудности уроков. «Занудность» заключалась в том, что дети из урока в урок решали схожие, однотипные задачки и примеры, много раз повторяли одни и те же правила, и делали упражнения на «закрепление» этих правил.

Лично автору этих строк такое было в тягость. Как же: «Я уже всё понял. Зачем повторять одно и то же сто раз?» — стандартное возмущение учеников того времени. И только впоследствии стала понятна мудрость такого обучения.

Дело опять в закономерностях работы головного мозга. Существует закон : нервный импульс, пройдя по цепочке нейронов, оставляет на нём «нервный след», в виде более лёгкого прохождения следующего нервного импульса по этому пути. На этом законе основан процесс запоминания.

Это означает,  между всеми сенсорными НЦ информации изучаемого материала, в момент их одновременного возбуждения, проходят нервные импульсы, соединяющие их в единый блок информации. Эти прошедшие нервные импульсы оставили после себя след на всём этом нервном пути, облегчающий прохождение следующего сигнала по этому пути. Это есть образовавшийся «нервный след».

В следующий раз, при возбуждении хотя бы одного из сенсорных НЦ этого блока информации, сигнал пойдёт по уже проторенному пути. И человек вспомнит этот изученный, ранее материал. В этом суть работы «нервного следа».

Но здесь есть весьма важный нюанс.

Эффект «кратковременной памяти» образуется в результате однократного (или минимального) изучения материала.

Действительно, если ученика расспросить сразу после изучения материала, то он уверенно вам перескажет этот изученный материал. Разумеется, если он его прилежно изучал. Но, если вы точно так же расспросите этого же ученика по прошествии нескольких дней, то он запутается и не сможет ответить на большинство вопросов.

Объяснение простое. Мы знаем, что каждый сенсорный НЦ, каждый нейрон в нём, связан многочисленными нервными связями с другими сенсорными НЦ, другими нейронами. Других блоков информации. И куда будет направлен сигнал, обусловлено пропускной системой «ДА — НЕТ».

Вновь образованная цепь из сенсорных НЦ только что изученного блока информации остаётся ещё некоторое время «под напряжением»:  его сенсорные НЦ находятся в полувозбуждённом состоянии. Это его «приоритет» в пропускной системе «ДА – НЕТ». И любой сигнал на любой из его сенсорных НЦ тут же возбудит всю цепь. Наш ученик вспоминает весь, только что изученный, материал. Это и есть кратковременная память.

Но после того, как эта цепь из сенсорных НЦ нового, однократно изученного материала, перестала находиться в полувозбуждённом состоянии, его сенсорные НЦ перестали обладать «приоритетом». И сигнал , попавший на один из его сенсорных НЦ, элементарно может отклониться в сторону другой цепи, другого блока информации, туда, где более сильный «нервный след».

Здесь работает ещё один закон: нервный импульс всегда, в первую очередь, идёт по самому лёгкому проторенному пути. То есть: по тому нервному пути, где самый сильный «нервный след».

А вновь образованный нервный след на новом нервном пути, как правило, ещё очень слабый. Поскольку импульс прошёл по нему только один раз.

Среди всех сенсорных НЦ, нейронов, которые объединил в единую цепь новый нервный след, обязательно найдется нейрон, связанный более сильными нервными следами с другими нейронами, другого блока информации. Получаем, что нервный импульс с нервного пути нашей новой информации элементарно «уходит» в другую сторону.

Этим объясняется эффект «кратковременной памяти»: когда полученная информация может полностью вспомниться только спустя малый промежуток времени после его изучения.

Повторное изучение данного материала в виде решения аналогичной задачки, повтора правила, упражнения, заставляет вновь пройти нервный импульс между сенсорными НЦ изучаемого материала. Этот импульс вновь оставляет после себя «следовой эффект» на этом нервном пути, усиливая уже существующий нервный след.

Все последующие повторы изучаемого материала раз за разом только усиливают «следовой эффект», всё более усиливая уже существующий нервный след.

Конечный эффект сильного нервного следа заключается в том, что ученик, в любое время, услышав вопрос любой сложности по теме изученного материала, тут же, без запинки, ответит на него.

Это уже будет эффект долговременной памяти. Поскольку все сенсорные НЦ изученного материала соединены между собой сильным нервным следом, благодаря многократному повторению изучаемого материала.

К сожалению, данная закономерность процесса Познания также не учитывается принятой, в нашей стране, системе обучения. Это проявляется в «разбросе тем» — быстром переходе от одного изучаемого материала – к другому, без многократного закрепления вновь изученного материала.

Зачастую дети не могут понять даже самые простые задачки по причине перегрузки лишней, второстепенной информацией. Отвлекающей внимание ребёнка.Например, просте арифметические задачки на тему «сколько апельсинов (яблок)… » часто связывают с героями какой — либо сказки.

Что заставляет головной мозг ребёнка связывать действие сказки с ланной арифметической задачкой. Естественно: ребёнок отвлекается от арифметики. Здесь головной мозг ребёнка опять уводит нервные импульсы в сторону сенсорных НЦ сторонней, лишней информации — в сторону сказки. Не позволяя главной информации соединиться в единый блок.

Бейсик — информация

Понятие «бейсик — информации» в процессах Познания означает, что самая первая информация, полученная человеком о каком — то явлении или роде явлений, становится главной, определяющей для всей остальной информации об этом явлении или роде явлений.

Представим, что самая первая информация в жизни, которую ребёнок узнал о красном цвете, прозвучала из уст матери: «Фу! Красный цвет — это так отвратительно, так плохо!». В результате, в головном мозге ребёнка сформировался сенсорный НЦ образа красного цвета — как отвратительного, плохого явления. Связанный нервными связями с нервными центрами, которые отражают «плохие», «отвратительные» явления.

Естественно, что следующая информация с красным цветом, полученная мальчиком, тут же пойдет к этому первому сенсорному НЦ о «плохом» красном цвете, согласно закону «прохождения нервного импульса по самому лёгкому, проторенному пути». А от него — в сторону НЦ «плохих, «отвратительных» явлений. Усиливая уже проложенный «нервный след» между ними.

Каждая следующая информация с красным цветом, опять будет направляться на первый сенсорный НЦ «красного цвета» и к нервными центрами «плохих» «отвратительных» явлений. Вновь и вновь усиливая этот сенсорный НЦ «плохого» красного цвета.

Так действует механизм превращения первичной информации (бейсик — информации), полученной человеком, — в главную, определяющую для всей остальной информации об этом явлении или роде явлений. В нашем примере, всё что окрашено в красный цвет, будет для нашего бедолаги плохо и отвратительно. Притом — всю жизнь.

По этой причине этот человек, например, не сможет связать свою жизнь с медициной. Поскольку красная кровь — это «плохо» и «отвратительно». Может стать ярым антисоветчиком, поскольку красный цвет — символ советского флага. Он будет плохо относится к женщинам в красной одежде — пусть, даже, одна из них — его судьба…

Теперь приглядитесь к нашим детям: какую первичную информацию о различных явлениях мы им даём? К сожалению — это процесс бесконтролен.

Явление «бейсик — информации» — чрезвычайно важное понятие в процессах воспитания детей и молодёжи. К сожалению констатируем, что информационная политика нашего государства деидеологизирована. Это означает, что наше государство «сквозь пальцы» смотрит на то, какой информацией накачивается наше юное поколение.

Одновременно, наши идеологические противники, в лице различных фондов, спонсоров типа Сороса, и, даже — спецслужб, накачивают деньгами нашу «пятую колонну». И «пятая колонна» добросовестно отрабатывает эти деньги, «промывая мозги» нашим детям информацией наших идеологических противников. Которая зачастую, и является бейсик — информацией.

Это информационная диверсионная война, которая ведётся против нашего государства, которую мы с треском проигрываем. Посмотрите, например, на детей и молодёжь на Украине. Они уже воспитаны бейсик — информацией о главном «враге» — России.

Конечно, жизнь, в конце концов, расставит всё по местам. И эти украинские дети в течение многих лет будут получать информацию о ложности информации о «враге — России». В результате, конце концов, действие бейсик — информации нейтрализуется.

И они — бывшие дети — станут смотреть на Россию истинными, незамутнёнными глазами. Но сколько лет пройдёт до этого… И сколько зла они успеют принести…

Сенситивный период

Термин «сенситивный период» принят в психологии. И означает период возраста ребёнка, наиболее благоприятный для развития тех или иных способностей человека, для благоприятного восприятия той или иной степени сложности информации.

Например, сенситивный период развития речи находится в возрастном периоде: от рождения до шести лет. Сенситивный период развития моторики находится в возрастном периоде: от одного до четырёх лет.

Это означает, что именно в этих возрастных периодах ребёнок максимально легко и максимально эффективно овладевает навыками речевого мышления и моторикой. Человеку никогда более не удается так легко овладеть знаниями и умениями, как в соответствующий сенситивный период.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития соответствующих способностей. Если, например, ребёнок не научился разговаривать до шести лет, то, по прошествии этого возраста, он никогда не научится разговаривать полноценно. Его словарный запас будет очень маленьким. Соответственно, он будет отставать и в умственном развитии.

На это прямо указывает опыт изучения «детей – маугли». Так называют детей, которые — годами, как Маугли в сказке Киплинга, воспитывались зверьми в дикой природе. Такое иногда происходит.

Как правило, после возвращения в сообщество людей, такие дети так и не смогли догнать в развитии своих сверстников. Ни в развитии речи, ни в развитии иных человеческих навыков. Особенно ярко это проявлялось, если ребёнок достаточно долго находился вне социальной среды Человека.

Вывод: если в сенситивный период не привить ребёнку соответствующие навыки и знания, то в последующем ему будет гораздо труднее восполнить недостающее. А в масштабе всей страны, всего поколения, это сделать будет невозможно.

Если отнести понятие «сенситивного периода» к вопросу об эффективности принятой, в нашей стране, «прогрессивной» западной системы образования, то мы получим весьма настораживающую картину:

Принятая система образования, как мы рассмотрели выше, не позволяет детям полноценно, с глубоким пониманием и осознанием усваивать школьную программу. Дети систематически, из раза в раз не усваивают изучаемый материал, не могут решать уже решаемые ранее задачки. В результате, получаем неполноценное изучение школьной программы.

Зная, что школьное обучение, в первую очередь, должно развивать способности ребёнка, получаем однозначный вывод: принятая, у нас, в стране, система образования, не позволяет полноценно развиться способностям ребёнка в соответствующий сенситивный период.

Фактически получаем неполное развитие способностей детей. Получаем отставание, которое поколение наших детей уже никогда не восполнит. И всё происходит в масштабе всей страны!

Поколения, выросшие на неполноценном образовании, не смогут полноценно проявить свои способности, не смогут полноценно управлять страной, полноценно развивать её, полноценно отстаивать её интересы, полноценно растить будущие поколения…

Этот процесс пока незаметен. Тем более, сравнивать не с чем: процесс коснулся практически всего поколения детей постсоветского периода (за исключением элитных школ, и детей, которые занимаются с репетиторами). Но он ведёт к жестокому, для нас выводу:

Мы растим поколение, отстающее от требований времени, от требований эволюции Знания. Поколение, которое, с большой долей вероятности, не будет способно успешно решать те сложные задачи выживания российского государства в конкуренции с Китаем и США, задачи, которые в обязательном порядке встанут перед нашей страной в будущем.

Посмотрите, например, на достижения нашего военно – промышленного комплекса. Как мы гордимся нашими суперсовременными танками «Армата», нашими недосягаемыми гиперзвуковыми ракетами, лучшими самолётами, системами ПВО… Но ведь это всё – разработки советского периода.

Ведущие инженера и ученые ВПК в один голос твердят: «Наши достижения держатся на инженерах советской школы. Достойной замены им нет!» Годы идут и инженеры, учёные советской школы неуклонно уходят… А современная система обучения не позволяет взращивать инженеров, ученых такого масштаба, и в таком массовом количестве, как это делала советская школа, советская наука.

Мы можем достаточно уверенно определить «корни» понятия «сенситивный период». Вспомним закон дарвинизма: онтогенез – есть краткое повторение филогенеза. То есть: индивидуальное развитие каждого отдельного индивида кратко повторяет развитие всех биологических предков этого индивида.

Это четко проявляется в развитии зародыша человека: в утробе матери зародыш человека проходит через стадии развития всех животных предков Человека.

По завершении внутриутробного развития  — это уже полноценный организм Человека.

Но на этом действие закона «онтогенез – есть краткое повторение филогенеза» не прекращается. Начинается вторая его часть: краткое повторение фаз развития биовида «homo sapiens» уже на его историческом пути.

Явление «сенситивный период» также означает, что человеческий индивидуум в период младенчества, детства и отрочества кратко повторяет очерёдность возникновения и развития тех или иных способностей, которые приобрёл биовид  homo sapiens на всём протяжении своего развития.

Первое качество, что отделило Человека ото всего остального животного мира Земли – речь, речевое мышление. Получаем что первый сенситивный период Человека, период наиболее благоприятного формирования межнейронных связей для развития базовых навыков речевого мышления, охватывает период младенчества и раннего детства Человека.

Другой важный этап в развитии Человека – это развитие его руки. На протяжении многих тысячелетий Человек совершенствовал своё умение пользоваться рукой: от изготовления примитивных каменных орудий труда – до умения Лесковского «Левши». Этот факт отражает сенситивный период развития моторики: от одного до четырёх лет в период детства Человека.

Способности к высокоточному, математическому анализу и синтезу информации, Человек приобрёл на последнем этапе своего развития. Соответственно и сенситивный период развития глубокого аналитического мышления приходится на подростковый период ребёнка.

Мы знаем, что мозг человека формируется где-то до двадцати лет. Сенситивный период означает наиболее благоприятные периоды для образования межнейронных связей, формирующих систему «да-нет» в головном мозге для развития соответствующих способностей человека, для способности к восприятию той или иной степени сложности информации.

Это интереснейшая тема для исследований: сравнить исторический путь возникновения в цивилизации Человека тех или иных его способностей к выживанию, способности Познания той или иной сложности информации, с соответствующими сенситивными периодами детства Человека.

Период освоения Человеком: а) производительного руда, б) период расцвета войн и умения воевать в истории человечества, в) период становления национального самосознания…, и так далее – всё это проявляется в детях как соответствующие сенситивные периоды.

Мы – взрослые – наблюдаем это в наших детях как: а) милые попытки помочь маме помыть посуду или папе – забить в стену гвоздь. б) Как удручающие нас проявления детской агрессии. в) Как «стадное» чувство подростков, когда любой их сверстник является для них большим авторитетом, чем взрослый.

Человек – это, прежде всего – его Разум. Разум развивается Знанием – это неоспоримая истина. Проследив внимательно путь развития Человека, главные ступени его становления, проще определить соответствующие сенситивные периоды для развития умственных качеств, для освоения того или иного уровня Знания.

Когда Человек освоил письменность, когда научился считать, когда «созрел» до высшей математики, до создания шедевров искусства… — все эти исторические ступени развития Разума Человека отражены в наших детях – как соответствующие сенситивные периоды. С такой же последовательностью благоприятных периодов формирования соответствующих межнейронных связей.

Если человек не будет развивать эти качества в благоприятный, сенситивный период, то и соответствующие межнейронные связи не сформируются. И человек отстаёт в своём развитии от «самого себя» — каким бы он мог стать.

Здесь важно не только не опоздать, но и не опередить. Бессмысленно, например, обучать детей математическим действиям с «иксами» и «игреками» в начальных классах. В головном мозге ребёнка ещё не могут формироваться межнейронные связи, обеспечивающие такую глубокую абстракцию.

Все школьные программы в обязательном порядке должны опираться на глубокие знания о сенситивных периодах развития.

Мы гордимся своей независимостью, гордимся способностью нашей страны отстаивать свои национальные интересы. Гордимся, что сумели преодолеть последствия губительного ельцинского периода правления. И смело смотрим вперёд: «Нас не победить!»

Но нас уже победили. Мы уже мертвы. Только мы пока не знаем этого. Во всяком случае, так считает господин Сорос и иже с ним. К сожалению, их торжество не лишено оснований.

Пока мы гордимся нашими достижениями, соровская система образования, как раковая опухоль – в четвёртой степени развития – уничтожает будущее нашей Родины.

Эволюция отпускает нам чрезвычайно мало времени для исправления этой ошибки – пока ещё живо поколение советской школы, способное восстановить систему образования учитывающее законы процесса Познания. Ибо на смену ему уже идёт поколение, взращенное на «Соросовской» системе образования.

Шансов остаётся мало.

Советская школа, советская система образования во многом учитывала закономерности процессов Познания. Поэтому она и была передовой. Это давало довольно серьёзное преимущество СССР в конкурентной борьбе с Западом. Это неоспоримый факт: народы СССР стояли на значительно более высокой ступени духовного развития (Познания действительности) чем народы всего остального мира.

Это факт создал «задел» на будущее, на начальный период постельцинского правления. И великолепная «Армата», и суперсовременные самолёты и ракеты – всё это создано поколением советской школы. Но сейчас – это поколение шестидесятилетних…

Ещё десять – пятнадцать лет, поколение шестидесятилетних уйдёт и этот «задел» исчезнет — исчезнет былое преимущество, созданное советской школой. Страна в полной мере начнёт пожинать плоды «современного», «прогрессивного», западного образования, что подарил нам «благодетель» Сорос.

Если мы не исправим положение сейчас, то Россия на многие годы затормозит в своём развитии, станет неконкурентоспособной в геополитической борьбе с Китаем и США. А это означает превращение нашей Родины в недалёком будущем — в третьеразрядную державу – их сырьевой придаток. 

Спасите будущее России!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *