История человечества с позиции законов выживания

Читатель!

Хочешь прозреть и посмотреть на историю развития человечества совершенно иными глазами?

Тогда взгляни на нашу историю с позиции простых законов эволюции. И тогда ты увидишь четкую логику в истории развития Человека и человечества

Сможешь понять наше прошлое и настоящее и увидеть будущее.

Статья № 4

Данная статья есть четвёртая из цикла статей, посвященных Человеку и его обществу:

  1. Главная причина распада СССР.
  2. Закон цикличности развития в приложении к социуму человечество.
  3. Приёмы и способы выживания Человека.
  4. История человечества с позиции приёмов и способов выживания.
  5. Современная капиталистическая общественно – политическая формация и будущее человечества.

Эти пять статей представляют собой последовательное, логическое изложение истории развития Человека и человечества с позиции законов эволюции.

Автор по-максимуму старался упростить изложение, чтобы статьи были понятны и интересны любознательному Читателю, даже далёкому от науки.

Вступительная часть

В предыдущих трех статьях мы непосредственно  рассматривали законы эволюции Человека.

В статье первой “Главная причина распада СССР” мы рассмотрели, что Человек разумный, как и весь остальной животный мир Земли, подчиняется Закону выживания. Но, в отличие от них,

Человеческий индивидуум обязан выживать не в природе Земли, а в социуме Человека.

Ибо выживает Человек, в первую очередь, благодаря Разуму. Выживает коллективно, объединившись в социум разумных существ и выставив социум в виде щита перед Природой, с её беспощадными законами выживания.

В свою очередь, социум обязан обеспечить условия для выживания большинству своих членов.

Иначе он разрушается.

В статье третьей “Приёмы и способы выживания Человека “, мы рассмотрели, что социум Человека разумного – это не просто скопище людей. Объединённых в разных формациях разными законами сосуществования.

Что, оказывается он (социум) – есть объединение людей на основе общих приёмов и способов выживания. Которые и являются главными законами существования социума.

Например, приёмы выживания: воровство, грабежи, убийства, налёты, войны объединили людей в единое сообщество общим своим качеством – “насилие“. Именно насилие создало рабовладельческую формацию.

Приёмы выживания, основанные на насилии, объединяются в единый глобальный общественный способ выживания. Который и лёг в основу рабовладельческой формации.

И таких глобальных общественных способов выживания Человека насчитывается 12. Причём, все они представлены во всех общественно – политических формациях.

Но отвечает за одну общественно – политическую формацию становится главным в ней, только один глобальный общественный способ выживания.

В основе существования любой общественно – политической формации лежит только один (главный) глобальный общественный способ выживания Человека.

Эти 12 глобальных общественных способов представляют собой своеобразную “лестницу развития Разума”. Где, поднимаясь на новую ступень, Человек становился всё разумнее. Ибо каждый последующий глобальный способ выживания основан на более глубоком Знании Человека.

Во второй статье “Закон цикличности развития в приложении к социуму человечество“,  мы рассмотрели развитие человечества с позиции Закона цикличности.

Согласно этому Закону, всё в природе развивается циклами, повторяя одни и те же шаги своего развития, но каждый раз на более высоком уровне развития.

Одним таким шагом (единичным циклом) развития человечества является одна общественно – политическая формация.

Согласно закону цикличности, каждая формация проходит две фазы своего существования – фазу прогресса и фазу регресса.

  • Фазы прогресса: развитие социума на основе данного глобального общественного способа выживания. Это проблема, или “двигатель” фазы прогресса.
  • Фазы регресса: доминирование социальных институтов данного способа выживания с целью сохранения власти. – Это контрпроблема, или “двигатель” фазы регресса.

Парой “проблема – контрпроблема” развиваются абсолютно все явления в Мироздании. Пара “проблема – контрпроблема” является “двигателем” любого цикла развития.

В приложении к человечеству:

  1. Фаза прогресса. Бурное развитие глобального общественного способа выживания, который создал эту формацию. Становление и развитие всего общества на основе этого способа выживания: становление социальных институтов, развитие экономики, социальных отношений, структуры общества, рост уровня жизни всех социальных слоёв общества. всё это продолжается до тех пор, пока они все не достигнут пика своего развития.
  2. Фаза регресса. Дальше прогрессировать глобальный общественный способ выживания (создавший эту формацию) не может. Ибо он уже достиг пика развития. Главенствующий социальный слой, взросший на основе этого глобального способа выживания, начинает переформатировать социальные институты общества ради сохранения своего господства. Это проявляется во всё большем перенаправлении всех благ (в первую очередь – денежных потоков), способствующих выживанию – в его сторону. По мере дальнейшего развития, эти процессы набирают всё большую силу. Уровень жизни всех остальных социальных слоёв всё больше падает. Наступает кризис всех сторон общества. На этом фоне начинается становление нового глобального общественного способа выживания, который является логическим продолжением существующего. Этот новый способ ставит уровень выживания его носителей на более высокую ступень. Новый способ выживания быстро распространяется в обществе, охватывая всё большие слои населения и постепенно разрушая основы существующей формации. Заканчивается всё это социальной революцией, в обществе главным становится новый глобальный общественный способ выживания. Происходит смена общественно – политической формации.

Социум Человека в свете закона выживания

Единичным циклом развития человечества является существование одной общественно – политической формации. Каковых, в истории Человека, с нашей позиции, свершилось уже шесть:

  1. Первобытно – общинный;
  2. родо – племенной;
  3. рабовладельческий;
  4. национальное сообщество;
  5. феодальный;
  6. капиталистический.

(Первую формацию Человека – сообщества “первого человека” – переходного звена от животного – к человеку –  мы не будем рассматривать как общественно – политическую формацию. Хотя бы потому, что об этом периоде ничего не известно).

Парой «проблема — контрпроблема» явления “человечество”  «становым хребтом» его существования являются:

  • «развитие социума на основе определённого глобального общественного способа выживания» —“проблема;”
  • «доминирование социальных институтов главного (глобального общественного) способа выживания в социуме» – контрпроблема.”

В первой половине цикла существования любой формации мы видим успешное развитие социума вместе с развитием его главного способа выживания. Это фаза прогресса формации: происходит развитие приёмов главного глобального способа, становление и развитие соответствующих социальных институтов, растёт общий уровень жизни социума. Социум всё более и более перестраивается на основе нового главного способа выживания.

В конце концов, главный способ выживания приобретает полную доминанту в обществе. Его социальные институты достигают пика развития и охватывают все слои социума. Пика развития достигает и общественно – политическая формация, основанная на данном способе выживания. Всё: весь образ жизни, все социальные отношения, все социальные институты социума построены на основе лидерства главного способа выживания.

Всё это прекрасно видно на примере современного капиталистического общества. Сразу после буржуазных революций произошёл невиданный всплеск демократических преобразований. Лозунг: “Свобода, равенство, братство” стал реально претворяться в жизнь. Каждый человек, независимо от его социального происхождения, доходов и пр.., мог стать уважаемым членом сообщества, и имел возможность дорасти до высшего уровня выживания в обществе. Чрезвычайно быстро рос бизнес, а вместе с ним и экономика страны. Росло здравоохранение, культура, образование… Быстро росло благосостояние всего общества.

При том, что культура, быт, Знания, социальные отношения не сразу стали “капиталистическими”. В социуме довольно долго оставались пережитки прежних, феодальных отношений. Которые, по мере прогресса формации, всё более уходили в прошлое.

В конце концов, все эти новшества достигли пика развития, который мог дать капитализм. К этому моменту капитал достигает высшей стадии своего развития – монополистического капитала. Монополистический капитал срастается с властью и начинает оказывать мощное влияние на все стороны существования и развития социума.

Это есть середина цикла развития формации. То есть: момент высшего расцвета любой общественно – политической формации – есть середина цикла её развития.

С этого момента капиталистический социум перестаёт прогрессировать. Перестаёт прогрессировать и главный способ выживания капиталистического социума – “профессионал”. Ибо они достигли пика прогресса – вершины своего развития.

Но процесс развития остановиться не может. Начинается фаза регресса формации.

Правящая элита (монополистический капитал – в примере с капиталистической формацией) начинает переформатировать сам социум, изменять уже сложившиеся отношения, структуры, социальные институты ради сохранения своего главенства, ради сохранения своего влияния, ради сохранения тенденции получения прибыли. Принося в жертву дальнейший прогресс самого социума.

Здесь мы видим стагнацию, а затем и понижение общего уровня жизни социума. Общество начинает “буксовать”. Возникают кризисные явления в различных сферах жизнедеятельности. Постепенно кризис охватывает всё общество.

На этом фоне всё более выживательным становится следующий эволюционный способ выживания. Который охватывает всё большие массы людей. Знания о котором широко распространяются в обществе. Повышая уровень жизни людей именно этого способа выживания.

В конце фазы происходит смена общественно – политического строя.

Закон выживания и социальные институты социума.

Человек разумный, как биовид, успешно выживает только объединившись в социум разумных существ.

Все социальные институты, все построения в социуме создаются, в первую очередь, именно ради соблюдения Закона выживания индивидуумов.

Ибо, если не будет выживать индивид в социуме, не будет выживать и сам социум, ввиду их неразрывности.

С момента своего возникновения, Человек непрерывно совершенствовал существующие и изобретал новые приёмы и способы выживания. Каждый приём и способ выживания, распространяясь в социуме, не должен противоречить остальным способам выживания, уже существующим в социуме. В противном случае, это ведёт к разрушению социума.

Адаптация нового приёма выживания к социуму происходит при помощи социальных институтов социума.

Социальный институт, с этой позиции — есть совокупность правил (писаных и неписанных), приспосабливающих данный приём выживания к существующему социуму.

Любой социальный институт социума направлен, прежде всего, на выживание в социуме определенными приёмами  выживания.

Поскольку социум Человека есть ничто иное, как совокупность социальных институтов, то его (социум Человека) мы смело можем представить как совокупность способов выживания Человека. И первое условие сохранения социума: чтобы все приёмы (способы) выживания находились в согласии друг с другом. В противном случае, социум разрушается.

Распространение каждого нового приёма выживания обязательно требует:

  • приспособления нового приёма выживания к существующему социуму.
  • изменения существующих социальных институтов, или создания новых – как приспособление социума к этому новому приёму,

Однако в развитии социума обязательно наступает момент, когда в социуме распространяются новые приёмы выживания, кардинально противоречащие  существующей общественно-политической формации. Когда социум уже не может адекватно изменить существующие социальные институты. Не может социум создать и новые социальные институты, соответствующие этому новому приёму выживания. Поскольку всё это ведет к разрушению сам социум (данную общественно – политическую формацию).

Одновременно, социум не в состоянии отвергнуть эти новые приёмы выживания, поскольку они основаны на Знаниях, накопленных человечеством. И ведут к повышению выживания Человека — как разумного биологического вида. Явления более глобального, чем общественно – политическая формация.

Законы эволюции Человека — как разумного биологического вида, имеют верховенство над законами эволюции его социума.

В конце концов, наступает момент, когда социум всё равно создает новые социальные институты, соответствующие таким новым приёмам выживания. Начинается разрушение существующей общественно – политической формации. Которое заканчивается созданием новой общественно – политической формации.

Именно так происходит смена общественно – политических формаций.

Направление развития социума Человека
с позиции закона цикличности

А куда, в каком направлении идет эта череда общественно – политических формаций?

В первой половине полного цикла развития человечества мы видим всё более могучие, всё более успешно выживающие в природе Земли социумы Человека. Видим становление все большего количества, все более специализированных социальных институтов в каждой последующей общественно – политической формации. И, соответственно:

  • все большее разнообразие приёмов и способов выживания человека в социуме,
  • все большую зависимость индивида от социума,
  • всё большую оторванность человека от природы.
  • всё большее накопление Знания о выживании в социуме.

Если в первобытно – общинном строе Человек выживал только посредством собирательства и примитивной охоты, то каково разнообразие приёмов выживания сейчас!

Первая половина полного цикла существования человечества – явления «социум Человека разумного» — началась с момента возникновения первого социума Человека, и продолжается и в настоящее время. «Ступенями» развития человечества, его единичными циклами развития, являются общественно — политические формации.

Под общественно-политической формацией подразумевается политический строй, система людского общежития, характерная для всего человечества на определенном этапе его развития. В которую людей объединяют общие приёмы выживания, на основе доминирования одного глобального способа выживания. Каждая последующая общественно – политическая формация базируется новом, более высоком уровне Знания, достигнутого человечеством. 

Человечество, в своей эволюции,  прошло уже прошло шесть общественно – политических формаций:

  1. первобытно – общинный строй
  2. родо – племенной строй
  3. рабовладельческий строй
  4. национальное сообщество
  5. феодальный строй
  6. капиталистический строй.

Мы – человечество – сейчас находимся на завершающем этапе капиталистической общественно – политической формации. В эволюционном плане: в первой половине полного цикла существования человечества.

Первая половина полного цикла существования человечества  закончится моментом, когда Человек – как индивид – достигнет максимально высокого уровня выживаемости в социуме. Одновременно: как индивид – он максимально отдалится от природы Земли и полностью перестанет зависеть от законов индивидуального выживания в ней. И станет полностью зависеть от социума в вопросах личного выживания.

“Становым хребтом”, двигателем развития первой половины полного цикла существования человечества является пара проблема–контрпроблема:

  • «развитие социума на основе главного способа выживания» —проблема;
  • «доминирование социальных институтов главного способа выживания в социуме» – контрпроблема.

По окончании первой половины полного цикла существования человечества “проблема” и “контрпроблема” меняются местами и становятся:

  • «главенство социальных институтов главного способа выживания в социуме» – проблема;
  • развитие социума на основе главного способа выживания  – “контрпроблема».

в полном соответствии закону цикличности,

И все последующие (будущие) общественно – политические формации человечества будут формироваться уже по другому принципу.

В первой половине полного цикла существования человечества именно способы выживания определяли (и пока определяют), какими будут социальные институты социума. Во второй половине цикла существования человечества наоборот: Человек будет сначала создавать новые социальные институты. Которые и будут определять способы выживания в общественно – политических формациях.

Ибо к тому времени Человек познает законы своего развития, познает самого себя. И будет сознательно формировать социальные институты социума, чтобы сознательно развивать те или иные свои качества. Образно говоря: если в первой половине полного цикла существования человечества «бытиё определяет сознание», то во второй половине будет наоборот: «сознание определяет бытиё».

И это время «не за горами».

Во второй половине полного цикла существования человечества произойдёт поворот в сторону главенства духовных качеств Человека, ибо Человек – как индивид, достигнет к тому времени высшей выживаемости в социуме. Отпадёт эволюционная необходимость повышать его выживаемость.

Во второй половине полного цикла существования человечества, индивидуум, благодаря высокому уровню развития разума, начнет уменьшать свою зависимость от социума. Он повернется лицом к природе, начнет гармонично сливаться с ней. Такая эволюция, в итоге, приведет к моменту, когда надобность в социуме — как институте обеспечения выживания биовида Homo sapiens в Природе – исчезнет (именно и только: как институте обеспечения выживания).

В конце концов исчезнет и общественно – политическая формация – как вид социума. Поскольку человек приобретет, в вопросах выживания, полную независимость, как от капризов природы, так и от государства – в любом его виде, и растворится в природе — как высшая её сила.

«Человек разумный» – как биологический вид – прекратит свое существование. Точнее: превратится в вид «Человек духовный». Ибо  и способности Человека того времени, его ценности, моральные устои, устремления будут совершенно иными, чем у Человека разумного. Социум Человека духовного будет уже совершенно иным.

Как дальше будет развиваться Человек, какие формы социума выберет, куда он направит своё могущество – это тема другого обсуждения.

Человек и Природа

Как мы рассмотрели выше: главный закон существования Человека на планете Земля – есть закон выживания индивидуума в социуме. И что именно социум защищает Человека от беспощадных законов выживания индивидуумов в природе. Человек всё больше и больше отдаляется от Природы в вопросах своего личного выживания. Соответственно: и социум Человека всё больше и больше отдаляется от Природы.

Но каковы взаимоотношения социума Человека с Природой?

Ведь не существует правил и законов сосуществования Природы и социума Человека, регулирующих их взаимоотношения, позволяющих им мирно сосуществовать, не нарушая целостности друг друга

– подобно сосуществованию других биологических социумов (муравьев, пчел, стай и прайдов высших животных…) и Природы. Эволюция не создала таких законов.

Такое произошло, потому что социум защищает человека от Природы. Человеческий индивид подчиняется законам выживания социума, а не законам выживания Природы. Социум «человечество» – слишком мощная сила, чтобы Природа регулировала свои взаимоотношения с каждым человеческим индивидуумом, подобно взаимоотношениям с другими биологическими видами на Земле.

Вот и получаем: Человек всё более и более разрушает Природу. А ответы Природы – как мячик – отскакивают от мощного щита – от его социума. Увы, мощность этого щита не безгранична. И очень скоро этот «щит» будет пробит.

Все биосоциумы животного мира Земли, будь то львиный прайд или сообщество муравьёв, созданы по законам выживания каждого индивидуума в Природе. Их социумы – есть только дополнительный фактор, дополнительная защита, помогающий биологическому виду успешнее выживать в природе. Каждый индивидуум таких сообществ точно также подчиняется закону выживания в Природе, как и весь остальной животный мир Земли. Сообщества животного мира не защищают своих членов, если они нарушают законы выживания в Природе. Таким образом, сообщества животного мира Земли не нарушают целостности Природы.

Но это не относится к социуму Человека. Ибо социум  Человека закрылся от законов Природы и всё больше отдаляется от неё.

Вопрос взаимоотношения социума Человека разумного и Природы не был актуален до появления капиталистической формации, до начала промышленной революции. Ибо то, что брал Человек от Природы было ещё незначительным, легко восполнимым Природой. И то, что возвращал он в Природу – в виде отходов своей жизнедеятельности, также не нарушало целостность природы, поскольку эти отходы были естественными, “привычными” для природы.

Но всё изменилось с началом промышленной революции. Развитие науки и технологий, по сути, поставили Человека над Природой, позволили ему вмешаться в Природу, нарушив её естество. Прежде всего: это развитие атомной и химической промышленности, ГМО, хищническое потребление её ресурсов. Человек “победил” Природу, совершенно не задумываясь, к каким последствиям это приведёт.

  • Человек стал брать от природы больше, чем это позволительно. Природа не в состоянии компенсировать то, что забирает Человек.
  • А возвращает Человек в Природу то, что никогда не было её естеством, прежде всего: отходы атомной и химической промышленности. Причем, в таких масштабах…
  • При этом, Человек вмешивается в акт божественного творения, бездумно пытаясь изменить и свою сущность, одним махом изменить то, на что Природа потратила миллиарды лет.

Человек бездумно воспользовался фактом, что законов сосуществования разумного социума и Природы не существует. Но Природа всё равно ответит.  Ответит в своей манере: беспощадно, жестоко и неотвратимо. Каков будет этот ответ – даже страшно предполагать.

Человек будет продолжать бездумно разрушать Природу – разрушать свой дом – пока существует капиталистический социум, пока существует общество потребления. Человечество “прозреет” только к концу капиталистического социума. По сути,

Тяжелейшие противоречия между Человеком и Природой и станут одной из главных причин становления социалистической общественно – политической формации.

Поскольку только обеднив все свои силы, только объединив все свои ресурсы, человечество сможет преодолеть то фантастически беспощадное наследство, которое оставит ему капитализм.

История: общественно-политические формации
с позиции закона цикличности

В развитии человечества – явления «социум Человека разумного» – мы видим шесть, уже свершившихся, общественно — политических формаций:

  1. Первобытно – общинный (первый виток спирали развития).
  2. Родо — племенной (второй виток спирали).
  3. Рабовладельческий (третий виток спирали).
  4. Национальное сообщество (четвертый виток спирали).
  5. Феодальный (пятый виток спирали).
  6. Капиталистический (шестой виток спирали).

В основе существования каждой формации лежат Знания о выживании в социуме определёнными способами и приёмами, приобретенные Человеком . Это мы рассмотрели выше. Именно Знания непрерывно развивают социум «человечество». «Производительные силы», «производственные отношения» — вторичны по отношению к Знаниям и выживанию, и не могут являться главными движущими силами развития человечества.

Это особенно хорошо видно в переходные периоды между общественно-политическими формациями.

Всегда, во все времена, в обществе сначала появлялись и распространялись новые успешные приёмы выживания. Затем, на основе накопленного Знания об этих успешных приёмах выживания, в обществе вырастали новые силы, с новым видением картины мира, которые и становились главной движущей силой всех социальных изменений, потрясений и переворотов. Эти новые силы выращивали и новую политическую элиту, способную повести за собой массы и взять власть в свои руки.

Именно по этой причине революции происходят не в годы бедствий и разрухи, а в годы довольно успешного благосостояния. Когда в социуме получают распространение новые успешные способы выживания, улучшающие выживание, но которые противоречат существующему политическому строю. Широкое распространение таких способов выживания, а, самое главное – Знания о  них и «взращивает новые силы с новым видением картины мира»…

В качестве примера можно привести царскую Россию девятнадцатого века. Реформы Александра второго (финансовая, земская, образовательная, цензурная, судебная, военная и пр., реформы, главным из которых, было: отмена крепостного права), были, по сути, революционными преобразованиями. Но они только обозначили поворот России в сторону капитализма. Именно: только обозначили, поскольку и власть, и деньги, и земля остались в руках аристократии. Однако эти реформы позволили развиваться капиталистическим способам экономики.

Следующие несколько десятилетий общество развивало экономику на основе тех свобод, которые дали реформы Александра второго. По сути, развивая новый способ выживания – основанный на свободе предпринимательства.

Одновременно, общество  накапливало Знание о несоответствии нового способа выживания существующему политическому строю, существующей системе власти. И взращивало “новые силы, с новым видением картины мира” на основе этого Знания. Результат: революция 1905 года и февральская революция 1917 года.

В качестве основных характеристик уже свершившихся общественно-политических формаций, можно выделить следующие:

  1. Первобытно — общинный. Главенствующий способ выживания – “собиратель“. Определяется как явление: «Общественно — политическая формация с главенством примитивных групповых способов жизнедеятельности на основе начала  речевого мышления».

В первой половине цикла этой формации Человек собрал воедино все приёмы выживания высших животных.  Занимался собирательством: питался плодами, кореньями, ягодами, занимался примитивной охотой, рыболовством, прятался от хищников, сам становился грозным хищником… Он преобразовал все эти приёмы с помощью речевого мышления, сделал эти приёмы выживания сознательными, а не инстинктивными. Понятно, что большего он достигнуть не мог, ибо обладал только зачатками речевого мышления.

Побочным эффектом этой эволюции стало развитие руки Человека. Человек, осваивая описанные приёмы выживания на сознательном уровне, научился создавать примитивные приспособления: каменный нож, топор… Затем более сложные, затем ещё более сложные…

Благодаря такому развитию, во второй половине этого витка спирали в социуме появились зачатки примитивных ремесел – новые приёмы выживания. Эти новые приёмы повышали выживаемость и индивидов, и социума.

Это уже следующая эволюционная способность выживания  – способность к примитивному кропотливому труду – способ выживания “ремесленник“. Который развернул “наступление” во второй половине формации. Простейшие приёмы труда постепенно выросли в зачатки ремёсел. Появились зачатки земледелия.

К концу данного витка спирали широкое распространение этих новых, более успешных приёмов выживания, вошло в противоречие с существующим укладом жизни, с существующими законами первобытной групповой жизнедеятельности социума. Этот виток завершился победой нового способа выживания.

  1.  Родо – племеннойГлавенствующий способ выживания – “Ремесленник”. Выживание за счет кропотливого примитивного ручного труда. Определяется как «Общественно — политическая формация с главенством потребностей социума над индивидуальными потребностями человека».

Простейшие приёмы по изготовлению примитивных приспособлений и орудий труда постепенно переросли в зачатки ремёсел. Появились простейшие способы обработки земли. Человечество перешло к оседлому образу жизни. Появилось хозяйство социума — как общественная (не частная!) собственность.  Появились зачатки семьи. Установились родо — племенные отношения, как главные в социуме. Упорный кропотливый примитивный коллективный труд стал определяющим для выживания социума.

Зависимость Человека разумного от капризов природы была ещё очень высока. Поэтому индивид обязан был подчинить свои личные интересы (не личную выживаемость!) – выживанию социума. Первобытный труд был примитивен и требовал общего совместного участия. Поэтому индивид обязан был подчинять свои личные интересы – интересам социума. Только так социум Человека того времени мог успешно выживать в природе. Именно так Человек разумный – как биовид – выживал в природе Земли. Главными приёмами выживания того времени стали: примитивное земледелие и примитивные ремёсла.

К середине цикла развития этой формации земледелие и ремёсла  достигли достаточно высокого уровня  производительности. Появились излишки продукции, которые можно было обменивать – торговать.

Но эти излишки можно было не только обменивать, но и отнимать. Отнимать – было особенно актуально, например, в период неурожая и голода. Этот приём выживания быстро распространялся – как самый лёгкий, как обеспечивающий максимально успешное выживание в условиях ещё сильной зависимости Человека от природы. Во второй половине цикла этой формации в социуме распространилось насилие – как весьма выживательные действия, ибо уже было что воровать и грабить. Зародился новый способ выживания – “экспроприатор” – выживание насилием в отношении других людей.

Новый способ выживания начал активное “наступление” на социум Человека. Соответственно: появились и люди, которые были склонны к такому изъятию. Появились и лидеры, которые умели лучше грабить и воевать. Которые, разумеется, требовали большей доли в общественном хозяйстве. Зародилась частная собственность.

Новый способ выживания резко повышал выживаемость индивидов – “экспроприаторов”. Что явно разрушало устои родо – племенного строя. В конце концов, когда  способ выживания “экспроприатор” получил широкое распространение в социуме, он победил. Родо – племенная формация разрушилась.

  1.  Рабовладельческий.Главенствующий способ выживания – “экспроприатор“. Выживание насилием в отношении других людей. Определяется как «Общественно — политическая формация с главенством насильственных приёмов выживания».

Набеги и грабежи стали главными в социуме Человека. Наиболее выживательным стал человек – воин. Соответственно и экономика социума изменилась: главные доходы социум стал получать в результате набегов и грабежей. Да и рабы, захваченные в этих набегах, приносили доход. Зародилось социальное разделение общества. Ибо самые успешные воины брали и большую часть добычи.

Роль кропотливого труда (ремесленников, земледельцев) в выживаемости социума резко упала. Хотя и была единственным способом выживания для большой части социума.

Главенство силы стало непреложным законом для всего социума, непременным атрибутом морали общества. Если ты сильный – ты всегда прав. Эти правила поведения распространялись и на ремесленников, и на земледельцев, и торговцев… Также как и на представителей более ранних способов выживания – “собирателей” и “первых людей” – которых ещё много было в социуме.

Во второй половине цикла развития этой формации набеги и грабежи приняли такой размах, что это стало угрожать существованию самого Человека. Поскольку часто приводило к уничтожению разграбленных племён и поселений. Это привело к появлению нового выживательного качества Человека: стремление к объединению в единый социум и быть преданным социуму. Зародился новый способ выживания – первая нация“.

Люди, сплоченные единым духом, осознанием принадлежности к единому сообществу, преданности своему социуму – значительно более успешно противостояли набегам и грабежам. Весь социум: и воины, и крестьяне, и ремесленники – все, как один, вставали на защиту своих поселений. Что многократно снижало эффект нападения на такие социумы и резко повышало выживаемость самих социумов.

Развитие социума Человека разумного пошло в  направлении: объединение на основе преданности своему социуму. Одни социумы объединялись, чтобы успешнее нападать, другие –  чтобы успешнее защищаться…

Широкое распространение способа выживания “первая нация”, в конце концов, привело к моменту, когда умение владеть мечом перестало быть главным законом существования социума Человека. Главным стало: преданность своему социуму. Рабовладельческий строй вынужден был уступить место следующей общественно – политической формации.

  1.  Национальное сообщество.Определяется как «Общественно — политическая формация с главенством закона: быть преданным своему социуму». Главенство способа выживания “первая нация”. Выживание за счет преданности своему социуму вкупе со способом выживания “экспроприатор”.

Самым выживательным оставался человек – воин. Но он уже рисковал своей жизнью не просто ради добычи, а уже ради своего социума. Это качество подняло воинственность отрядов на качественно новый, высокий уровень, а сами набеги сделало намного успешнее. Точно также, как и защиту от набегов и грабежей. На защиту своих поселений вставали воедино все: и воины, и землепашцы, и ремесленники, и торговцы, сплоченные единым духом – главным выживательным качеством формации: быть преданным своему социуму.

Это главное отличие формации “национальное сообщество” от рабовладельческой формации (хотя рабство и сохранялось). В рабовладельческой формации войны и набеги были уделом профессиональных воинов. Где ремесленники, землепашцы, торговцы и пр… – не принимали участия в боевых действиях, даже в случае подвергшегося нападения.

Главный тренд этого исторического этапа: коллективное выживание в условиях широкого распространения насилия. В условиях всё ещё широкого распространения насилия,  рискуя жизнью во имя социума, индивид, на самом деле повышал свою личную выживаемость, используя законы коллективного выживания.

В формации “национальное сообщество” индивид сделал интересы выживания социума  неотъемлемой частью своего личного выживания

“Ноги” у такого явления, как “патриотизм”, растут именно отсюда. Народы формации “национальное сообщество” готовы были терпеть любые лишения ради успешного выживания своего социума. Ибо от этого зависела их жизнь. Отсюда и жесточайшие законы сосуществования внутри сообщества. Отсюда и непобедимость их армий.

Это наглядно видно на примере орд Чингиз – хана. Они были непобедимы. Но внутри его армии законы были суровы. Где, например, боевая единица его армии – сотня – жизнью отвечала за каждого своего воина.

Во главе социума стоял лидер, обладавший безграничной властью. Согласно законам формации “национальное сообщество”, лидер олицетворял собой единение сообщества, был обязан обеспечить защиту общества, вершить суд и право. Всё это – в интересах социума, а не просто в интересах своего личного выживания. Ибо этого требовали суровые условия выживания социума в эпоху существования за счёт войн и набегов.

В формации “национальное сообщество”, в период продолжающихся войн и набегов, лидеры полностью выполняли возложенные на них обязанности. В противном случае, невыполнение лидерами своих обязанностей вело либо к смене власти, либо – к разрушению социума.

Коллективное выживание привело к тому, что мелкие племена стали объединяться в более крупные. Более сильные завоёвывали более слабых и включали их в свой социум. Зародились народности. Социумы стали крупными. Набеги на такие социумы становились всё менее и менее успешными. Ибо более крупные социумы успешнее защищались.

В результате, к середине существования формации “национальное сообщество”, набеги и грабежи перестали быть главным рычагом успешного выживания сообществ.

Социумы стали переходить на мирные рельсы существования. Внешние условия существования социумов смягчились. Набеги и грабежи стали уже не так актуальны. Так же, как и защита от них. Соответственно, строгое соблюдение лидерами своих обязанностей также стало не актуально. Их невыполнение уже не вело ни к смене власти, ни к разрушению социума.

Главный доход социуму стал приносить производительный труд и торговля.  Но лидерство воинов при главенстве способа выживания “первая нация” в новых (мирных) условиях привело к следующему эффекту.

Право на власть власть теперь элита стала добывать не на поле брани, а подкупом, шантажом, убийством конкурентов, интригами. Все эти приёмы борьбы за власть объединяло одно:   претендент на власть должен был обязательно убедить свой социум, что именно он лучше всех будет заботиться о единстве и благополучии социума, что именно он – самый незаменимый и преданный своему социуму.

Убедить – доказать уже не мечом на поле брани. Доказать, убедить любым другим способом. Убедить социум, что именно он – носитель этих качеств. Пусть это даже не так.

Главное – убедить.

И это срабатывало. Поскольку реальной угрозы социуму в виде войн и набегов и грабежей, где надо было показывать эти умения, уже почни не существовало. Так, к концу формации “национальное сообщество,” новый способ выживания  – “человек – видимость” стал вытеснять способы выживания: и “экспроприатор,” и “первая нация”.

В мирных условиях это качество: уметь убеждать своё окружение в своей незаменимости, в своём умении делать то, что остальным не под силу –  стало широко распространяться.

  • “Верхи” таким способом доказывали свою необходимость, незаменимость “низам”.
  • А “низы” таким способом выцарапывали себе лишний кусочек выживаемости.

Это и определило характер следующей общественно – политической формации.

  1.  Феодальный.Определяется как явление: «Общественно — политическая формация с главенством наследственно – аристократической системы власти». Главенствующий способ выживания – “человек – видимость”.

Эпоха войн кончилась. Главные доходы социуму стал приносить производительный труд.

Власть элиты воинов и способа выживания “первая нация” переформатировалась во власть способа выживания “человек – видимость”, с его главным законом: “Повышать свою выживаемость за счёт понижения выживаемости других”. Люди, способные присваивать себе результаты чужого труда в мирных условиях: не просто насилием – а убеждением, становились правящей элитой, выживаемость которой стала самой высокой в социуме.

Законы, которые они установили, были чудовищными, с современной точки зрения. Но массы терпели это, поскольку выживательное качество в обществе: быть преданным своему социуму – было ещё чрезвычайно широко распространено и имело огромное влияние на социум. А правящая элита олицетворяла единство этого социума.

Такое распределение: на правящую элиту и подчиненные народные массы (феодалов и крепостных) обеспечивало более высокую выживаемость и народным массам, Поскольку успешно защищала от любых внешних посягательств. Правящая элита  создала и государственность. Которая уже обеспечивала массам некую законодательную защиту.

Главный доход и выживаемость социуму стал приносить производительный труд (пусть сами производители были угнетаемыми). Соответственно, и правящая элита была заинтересована в развитии производительного труда. Поскольку это повышало их доходы, улучшало их выживаемость. Поощрялись новые приёмы труда, новые технологии, новые ремёсла – всё, что позволяло получать дополнительные доходы. В конце концов, поощрялись и новые производственные отношения – лишь бы это приносило доход. Стали улучшаться социальные условия народа, законодательная база, их защищающая, Появились некоторые права и свободы народа. Поскольку это всё позволяло, в конце концов, получать ещё больше доходов, ещё более повышало выживаемость социума.

Развитие производительного труда, производственных отношений, привело к развитию качества “профессионализм” как в среде как трудящихся масс, так и в средних слоях населения. Ибо более профессиональное выполнение своих обязанностей, повышало и их доходы, соответственно: позволяло им улучшать свою выживаемость в существующих условиях.

Во второй половине цикла существования феодальной формации элита  превратилась в специфическую прослойку, паразитирующую на других слоях общества, и от которой уже не зависело дальнейшее развитие социума. Умение убеждать, что они приносят защиту, процветание и благоденствие, потеряло своё ведущее значение.

Способ выживания “человек – видимость” оказался эволюционным тупиком и не развился в следующий способ выживания, как происходило в эволюции человечества до него. Развитие получил способ выживания “ремесленник”. Он эволюционировал в “профессионала”.

В конце концов, способ выживания  “профессионал” получил широкое распространение во всех слоях феодального сообщества. Что создало в феодальной формации мощную силу, противостоящую власти феодальной аристократии. Именно по этой причине переход от общественно – политической формации “феодализм” к следующей формации – “капитализм” произошёл не плавно, бескровно, как это было ранее в эволюции человечества, а насильственно, путём революций.

  1. Капиталистический. Главенство способа выживания «профессионал». Определяется как «Капиталистическая общественно — политическая формация с главенством свободного предпринимательства».

Человечество достигло, в процессах Познания, нового технологического уровня в своём развитии – промышленное конвейерное производство. Этот уровень развития требовал от Человека нового качества выживания – способностей к высокоточному узкоспециализированному труду на основе глубокого знания и высоких технологий – качества «профессионализм».

Чуть подробнее:

Главная эволюционная линия, что развивала Человека, начиная с родоплеменного строя – это производительный труд. И неважно, что человечество в дальнейшем «экспериментировало» на пути этого развития: то главным выживательным качеством становилось умение владеть мечом, то это же умение вкупе с преданностью своему социуму, то умение «объегоривать» своё окружение, богатея за счёт них… Но, при всём при этом, без производительного труда было невозможно главенство и «экспроприаторов», и «первой нации» и «человека – видимость». Поскольку нечего было бы ни отнимать, ни присваивать – без производительного труда.

Производительный труд был простым, ручным, «штучным» вплоть до начала века капитализма. А единственным механизмами, что облегчали труд человека, были ветряные и водяные мельницы, да конная тяга.

Но всё изменилось с изобретением паровой машины. Которая позволяла вертеться, крутиться двигаться различным предметам. Соответственно, вскоре к паровой машине стали изобретать различные приспособления, которые вертели, крутили, двигали то, что нужно было человеку. А затем эти приспособления и механизмы объединили в поточные линии. Так Человек довольно быстро освободился от простейших, трудоёмких приёмов труда, передав их машинам. Так человечество перешло к промышленному производству.

Но машинное, промышленное производство требовало от человека уже иных умений и качеств, нежели чем при простом ручном труде. Требовалась узкая специализация труда, требовалась значительно более высокая точность, скрупулёзность, внимание, дисциплина, умение согласовывать свою работу с другими участниками производства. Требовались, в конце концов, и более глубокое Знание. И не только своей специальности, но и смежников.

Иными словами требовалось качество, которое мы называем «профессионализм». Со временем, это качество распространилось и на весь социум. Ибо того требовал новый, промышленный уровень Труда.

Способ выживания «профессионал» стал главным в социуме. Именно профессионализм, в первой половине цикла развития капиталистической формации, обеспечил неуклонный рост благосостояния (выживаемости) всех слоёв населения. Успешно выживали все: и рабочие, и фермеры, и интеллигенция, и предприниматели, и чиновники, и политики… Ибо бурно растущий капитализм требовал всё больше и больше “профессионалов” – всё больше и больше рабочих рук и “умных голов”. А при их дефиците, наиболее квалифицированные требовали и большей оплаты труда – закон капитализма…

Буржуазные революции принесли свободу всем и во всём. Лозунг «свобода, равенство, братство» стал реально воплощаться в жизнь. Любой человек, независимо от происхождения и социального положения, мог стать богачом или добиться вершин власти. Активное развитие предпринимательской деятельности, промышленности, торговли, банков.

Всесторонняя поддержка государством способа выживания «профессионализм» привела к широкому развитию всех сторон социума: росту демократии, свободы, социальных и производственных отношений, росту промышленности, технологий.

Такое развитие всех сфер капиталистического социума требовало и высокообразованной рабочей силы, инженеров, менеджеров, чиновников. Что неизбежно привело к росту науки и образования. Зародились информационные технологии. Мощное развитие получили средства массовой информации. Что неизбежно привело к быстрому росту и широкому распространению Знания в обществе.

В свою очередь, рост Знания, рост информации в обществе является необходимой питательной средой для  развития следующего эволюционного способа выживания — «управляющий» («политик«). Ибо именно глубокие, всесторонние Знания о происходящих процессах (в обществе, производстве, торговле и пр…,) дают возможность управлять этими процессами. В капиталистическом сообществе стала расти новая сила  — способ выживания «управляющий» («политик»),  которая, в конце концов, приведёт к смене существующей формации.

К середине цикла развития (к началу двадцатого века), формация «капитализм с главенством свободного предпринимательства» достигла пика своего развития. Капиталистическое производство заполнило рынки своих стран. Кризисы перепроизводства всё чаще стали встряхивать экономику. Зазор между спросом и предложением стал уменьшаться. Наметилась тенденция падения прибыли.

Началась вторая половина цикла развития формации. Монополистическая олигархия, к этому времени, срослась с властью и, в условиях наметившейся стагнации, начала переформатировать социальные институты социума, ради сохранения своей прибыли, ради сохранения своей власти. Это проявилось в перераспределении финансовых потоков. Всё это – в полном соответствии Закону цикличности.

В первой половине формации мы видим достаточно гармоничное распределение финансовых потоков. Основные потоки, разумеется, шли в сторону капитала. Остальные потоки распределялись между остальными слоями общества. В количестве, которое позволяло неуклонно повышать уровень жизни этих остальных слоёв общества.

Во второй половине формации, переформатирование социальных институтов пошло в направлении всё большего перенаправления финансовых потоков  в сторону большого капитала. Что неизбежно привело к падению уровня жизни остальных слоёв населения.

Это особенно четко стало видно в моменты кризисов. Абсолютно все кризисы стали вести к одному эффекту: «Богатые становились всё богаче, а бедные – всё беднее» (кстати: этот эффект – очень чёткий показатель второй половины формации капитализма).

Главной отличительной чертой капитализма является незыблемость главенства «свободного предпринимательства» в социуме. В условиях «свободного рынка» это означает свободу продавать что угодно и за какую угодно цену. Неизбежным результатом этого стало главенство денег во всех сторонах капиталистического социума.

Такое было невозможно в предыдущих формациях. Невозможно было при родо — племенном строе купить звание старейшины племени. В рабовладельческом сообществе почет и уважение добывались мечом, а не деньгами. В национальном сообществе ни за какие деньги нельзя было заставить идти против своего рода — племени. А при феодализме нищий дворянин обладал значительно большими правами, чем богатый, но безродный купец.

К концу второй половины формации капитализма деятельность международной финансовой олигархии настолько подчинила своим интересам всю жизнедеятельность социума человека, что выживаемость остальных слоёв социума приблизилась к опасной черте. Это привело к конфликту финансовой олигархии с выживанием остальных групп населения внутри стран. То есть: к конфликту власти финансовой олигархии с национальными интересами стран.

И оно однозначно завершится победой национальных интересов. Осталось дождаться одного, когда количество перейдёт в качество: следующий эволюционный способ выживания — «управляющий» —  обретёт достаточную силу и влияние во всех сторонах жизнедеятельности социума и победит в этом противостоянии.

Современная капиталистическая общественно – политическая формация и будущее человечества.  >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *