Кастовое деление общества

Касты, кастовое деление общества, оказывается – есть “лестница”, ступени развития души . Причём: научно обоснованное. Надо только поверить в её существование.

В чем секрет феномена кастового разделения общества?

Ведь даже сами индийцы не могут точно сказать, сколько у них каст и как, все-таки, они соотносятся друг с другом? Шутка ли, этих каст у них насчитывается около трех тысяч (!).

Кастовую систему принесли в Индию древние арии около полутора тысяч лет до нашей эры. Их сообщество четко подразделялось на четыре «варны» – сословия. Эти варны:

  • Брахманы – жрецы, священнослужители. Это высшая каста. Только им позволялось совершать обряды, жертвоприношения, общаться с богами… Кстати, говоря, эта каста и в современной индии непоколебимо занимает высшую строку в социальной иерархии повсеместно по всей Индии.
  • Кшатрии – воины и правители. Понятно, что и правители, и воины всегда (особенно в древности) занимали привилегированное положение.
  • Вайшьи – торговцы, земледельцы, скотоводы…
  • Шудры – слуги и разнорабочие.

С приходом ариев на территорию Индии появилось и внекастовое сословие – «панчамы» – неприкасаемые. Их основу составило местное население, жившее на территории Индии до прихода ариев.

Строго говоря, «варны» и «касты» – это разные понятия. Правильнее кастами называть «джати» – ту многочисленную систему социальных сообществ и прослоек, сложившихся на основе варновой системы. И которая нам известна именно как система кастового деления общества.

Точное определение «джати» дать трудно. Под одной «джати» понимают и социальную прослойку – людей одной профессии. Но могут и понимать племя, род… Причем, в разных провинциях они могут называться по-разному.

Вообще, система «джати» – каст – в каждой области и провинции Индии складывалась по-своему. И, часто, во многих провинциях слыхать не слыхивали о названиях каст других провинций. Отсюда такое огромное количество каст…. Единственной незыблемой остается варна брахманов.

Сложившаяся в древней Индии система «варн – джати» – кастового деления общества – оказалась той силой, которая помогла сохранить структуру и культуру индийского сообщества, несмотря на все политические перипетии, войны и прочие катаклизмы.

Сила кастовой системы в Индии, как считают некоторые специалисты, кроется в принципе «джаджмани» – строго регламентированных кастовых взаимоотношениях внутри индийской общины.

Принцип джаджмани, в первую очередь, строго регулировал взаимообмен (товары, услуги, работы) между кастами внутри сообщества. При этом, низшие касты, чаще всего, отдавали намного больше, чем получали.

Каждый член сообщества, в соответствии принципу джаджмани, должен был четко знать свои права и обязанности, в соответствии со своим кастовым положением и неукоснительно соблюдать их. Это закон. И любое его нарушение каралось, часто очень жестоко. Причем, независимо от кастового положения нарушителя.

Так в чем же секрет кастового деления общества? Почему оно не возникло ни на «цивилизованном» Западе, ни в арабском мире?

Секрет – в тех процессах, которые сотворили три, отличные друг от друга, ветви мировой религии (подробней, об этом, читатель может ознакомиться в статье «Религия. Тотемизм, язычество, мировые религии»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *