Закон цикличности развития в приложении к социуму Человечество

Зная законы эволюции Человека, мы сможем объяснить наше прошлое и настоящее и предугадать наше будущее.

статья 2

Данная статья есть вторая из цикла статей, посвященных истории развития человечества:

  1. Главная причина Распада СССР.
  2. Закон цикличности развития в приложении к социуму человечество.
  3. Приёмы и способы выживания Человека.
  4. История человечества с позиции приёмов и способов выживания.
  5. Современная капиталистическая общественно – политическая формация и будущее человечества.

Эти пять статей представляют собой последовательное логическое изложение истории человечества именно с позиции законов эволюции. Но для удобства читателя, каждая статья представляет собой небольшое, цельное, независимое от других статей, произведение.

Автор рассматривает человечество с позиции глобальных законов эволюции.

Почему-то официальная наука не делает этого. Хотя закономерности эволюции Человека и его общества прямо «бьют в глаза». Эти законы:

  • Закон выживания,
  • Закон цикличности развития.

Думаю, любознательному читателю данный цикл статей будет интересен хотя бы из-за этого факта.

Чуть-чуть о законе выживания

Официальная наука не прикладывает Закон выживания к Человеку. Совершенно не учитывая, что Человек – есть «плоть от плоти» животного мира Земли. Как будто бы Человеку не нужно есть и пить, спать, спасаться от лютого холода и испепеляющего зноя, не быть съеденным хищником – в конце концов. Как будто кто-то принесёт ему всё это «на блюдечке»…

Человек, как и любое другое живое существо на планете, обязан, прежде всего, выживать.

Только выживает он не в Природе Земли, а в социуме Человека, жестко соблюдая его законы. Законы выживания Человека социальны – в этом главное отличие закона выживания homo sapiens от всех остальных биологических видов Земли.

При этом, законы выживания человеческого индивидуума в социуме Человека разумного не менее суровы и жестоки, чем законы выживания животного индивида в Природе.

В свою очередь, социум обязан установить эти законы, обеспечив условия для выживания большинству своих членов, иначе он разрушается.

С позиции Закона выживания, в истории человечества четко прослеживается одна закономерность:

Каждая общественно – политическая формация в истории человечества основана на одном, определённом для неё, глобальном общественном способе выживания.

Например: рабовладельческая формация основана Насилии. Набеги, грабежи, войны… – Именно за счет насильственных способов и приёмов выживания процветало рабовладельческое общество.

Эти приёмы и способы объединяются самым характерным общим признаком (в данном случае – насилие) в один глобальный общественный способ выживания

Закон выживания в приложении к Человеку мы рассмотрели в первой статье цикла “Распад СССР и закон выживания“. Любознательный читатель может ознакомиться с ней на сайте автора.

Закон цикличности развития.

Закон цикличности развития наравне с Законом выживания является ключевым для понимания общественно – исторических процессов.

Ввиду очень большого объема материала о Законе цикличности, здесь мы рассмотрим только некоторые его моменты. Любознательный читатель может полностью ознакомиться с законом цикличности в статье «Размышления о диалектике. Закон цикличности развития» на сайте автора.

Мирозданием управляют три закона, открытые Гегелем:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей.
  2. Закон перехода количества в качество.
  3. Закон отрицания отрицания.

Но, оказывается, эти три закона идеально вписываются в более глобальный закон – Закон цикличности развития (который, кстати, негласно признают все философы) – как три его главные закономерности.

Согласно закону цикличности (как считает большинство философов) развитие любого явления мироздания представляет собой двойную спираль:

  • Где центральной осью («вторичная спираль» – как её называют философы) является какая-то сила, которая и направляет развитие явления.
  • Вокруг которой «наматывает» витки «первичная спираль» – процесс развития самого явления, которое развивается спиралью, или циклами: непрерывно повторяя одни и те же шаги развития, но каждый раз на более высоком уровне.

Мы конкретизировали эти положения, и получилась довольно любопытная, но очень логичная картина.

ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ – всеобъемлющий закон мироздания, гласящий: «Все явления мироздания за время своего существования многократно повторяют один и тот же цикл развития своего главного качества, определяющего существование самого явления».

В любом явлении мироздания есть главное качество, которое делает его уникальным и отделяет его ото всех остальных явлений мироздания. Например: явление «Человек» является уникальным из-за его Разума. Убери Разум и мы получим обычное животное, но никак не Человека.

Именно Разум является “главным качеством” Человека и многократно повторяет цикл своего развития.

Разум – как цельное явление – является “центральной осью” (вторичной спиралью), вокруг которой наматывает витки первичная спираль развития.

А витками “первичной спирали” являются отдельные циклы развития Разума.

Которые представляют собой отдельные циклы накопления Знания о выживании в социуме данным  глобальным способом (Это мы рассмотрим подробно в данной статье).

Итак, закон цикличности развития:

Двигателем цикла первичной спирали (одного шага развития) развития является Проблема. Процесс её решения представляет собой первую половину цикла. К середине цикла Проблема полностью разрешается. Но не исчезает, а превращается в нечто противоположное – свою Контрпроблему. То есть иную Проблему, “выросшую” из первой Проблемы.

Контрпроблема является двигателем второй половины цикла развития. В течение которой Контрпроблема полностью разрешается. Точнее: она вновь превращается в первую Проблему, но уже на более высокой ступени развития. Единичный цикл развития на этом завершается.

В социуме человека этот цикл проявляется как полный цикл развития одной общественно – политической формации (феодальной, капиталистической и пр…).

Так, цикл за циклом, развивается любое явление мироздания. Рассмотри простой пример.

Человек садится за стол, чтобы пообедать. Это означает, что человек садится за стол, чтобы разрешить Проблему: «Принять пищу». Он берет в руки ложку и начинает «уминать» за обе щеки.

С этого момента началось решение данной Проблемы.

Но с первой съеденной ложкой эта Проблема уменьшилась на величину этой самой ложки. Эта первая съеденная ложка пищи уже частично утолила его голод – в объеме этой съеденной ложки, а, значит, и зародила новую проблему — Контрпроблему данной проблемы: «Не принимать пищу».

И с каждой съеденной ложкой Проблема уменьшается, но, соответственно, зреет ее Котрпроблема.

Наконец, человек заканчивает обед. Все: Проблема полностью решена — он сыт. Но это означает, что полностью созрела и Контрпроблема: «не принимать пищу».

И эту Контрпроблему – «не принимать пищу» — с этого момента человек начинает решать. Он ее решает все оставшееся время: и когда спит, и когда работает, играет в футбол, занимается с детьми… Он не принимает пищу все  это время.

Но, одновременно с началом процесса разрешения Контрпроблемы, начинает вновь формироваться Проблема. Организм начинает усваивать пищу: желудочный сок расщепляет ее на питательные вещества, кровь разносит их по клеткам, клетки расходуют энергию – начинаются процессы метаболизма. Вновь начинает появляться потребность в новом приеме пищи.

И эта Проблема полностью сформируется у него через несколько часов. И, как только этот человек сядет за обеденный стол, это будет означать полное завершение решения Контрпроблемы (не принимать пищу) и начало решения Проблемы (принять пищу).

В этом примере мы рассмотрели единичный цикл развития явления “существование биоорганизма Человека” с его главным определяющим качеством: «Обеспечение организма энергией путем усвоения питательных химических веществ».

Это главное качество данного явления определяется наличием пары проблема – контрпроблема: «принимать пищу – не принимать пищу». Здесь проблеме «принять пищу» соответствует только одна контрпроблема: «не принимать пищу» Именно она “выросла” из проблемы “принимать пищу”.

Мы можем рассмотреть, что проблеме “принимать пищу” может соответствовать много контрпроблем. Например: «выбросить пищу в ведро», «отдать пищу собаке», «посыпать пищу сахаром, а потом съесть»… Но, в нашем случае, из проблемы “принимать пищу” вырастает только одна контрпроблема: “не принимать пищу”.

Ни одна из других контрпроблем не будет являться логическим следствием данной проблемы. После того как человек съест эту пищу (разрешил проблему), он не сможет ни «выбросить пищу в ведро», ни «отдать пищу собаке», ни «посыпать пищу сахаром, а потом съесть»… Даже если человек съел пищу, а потом умер от отравления, то это будет логическим продолжением развития другой проблемы: «съесть отравленную пищу».

Пара “проблема” – “контрпроблема” уникальна и определяет  существование главного качества явления. Никакие иные пары “проблема” – “контрпроблема” не могут быть определяющими для этого главного качества данного явления.

В этом примере мы можем рассмотреть и само развитие главного качества: «Обеспечение организма энергией путем усвоения питательных химических веществ».

Человек, с момента рождения, питается только материнским молоком. С каждым приёмом пищи (с каждым циклом), развитие идёт в сторону разнообразия “меню” ребёнка. Сначала добавляется детское питание, затем различные каши, и так далее… – Вплоть до самого большого разнообразия “меню” человека. Это происходит где-то в середине жизни человека.

Затем начинается обратный процесс. “Меню” человека начинает уменьшаться. Появляется всё больше запретов. И, к концу жизни, индивид может питаться только ограниченным перечнем продуктов.

Убери  пару “проблема – контрпроблема”, и исчезнет главное качество явления. А с ним и само явление. Если, например, организм будет существовать за счет солнечной энергии, то мы получим совершенно иное главное качество явления: «обеспечение организма солнечной энергией», с другой парой “проблема — контрпроблема”: «принимать солнечные ванны – не принимать солнечные ванны». Но это будет уже не биоорганизм Homo sapiens.

Итак:

  • Процесс развития любого явления – это процесс развития его главного качества, определяющего существование самого явления. Это главное качество явления представляет собой “центральную ось” (“вторичную спираль”) развития явления.
  • А “первичной спиралью”, наматывающей витки вокруг этой оси, являются конкретные, повторяющиеся шаги развития этого главного качества. Каждый раз на более высоком уровне развития. 
  • “Двигателем” каждого шага развития является одна и та же пара “проблема – контрпроблема”. Одновременно, она определяет существование главного качества явления.

Закон цикличности в приложении к развитию человечества

Социум Человека разумного появился в природе Земли – как способ выживания нового биологического вида – Homo sapiens. При этом, в социуме каждый индивид должен приспосабливать свою индивидуальную выживаемость – к выживанию всего социума.

Только в этом случае человечество может выживать в природе – как единое целое, защищающее каждого своего члена от беспощадных законов выживания в природе Земли.

Соответственно:

  • Главным определяющим качеством явления “человечество”, центральной осью его развития (“вторичной спиралью”) – является генеральный процесс выживания  человеческого индивида в социуме.
  • Единичным циклом развития явления  «человечество» (одним шагом “первичной спирали”) является существование одной общественно – политической формации (общественно – политического строя). 
  • Каждый виток спирали развития человечества – каждая общественно – политическая формация основана  на каком-то одном определённом, глобальном общественном  способе выживания.
  • При этом,  каждый последующий глобальный общественный способ выживания представляет собой более высокую ступень развития.

Именно один глобальный общественный способ выживания определяет одну общественно – политическую формацию, определяет все отношения внутри формации (и социальные, и экономические, и политические…). Производительные силы и производственные отношения – вторичны к способу выживания.

Например, глобальным общественным способом выживания при капитализме является способ, который мы назвали «профессионал». Его отличает от всех остальных способов выживания способность человека:

к высокопроизводительному труду:

  • на основе глубокого Знания производимого продукта,
  • узкой специализации,
  • и высокой точности в своём ремесле

в условиях промышленного производства и свободы предпринимательства.

Все остальные характеристики Человека  (мораль, ум, интеллект, характер, наклонности) могут быть самыми различными. Как и профессия, которую выбрал индивид.

Именно глубокое Знание (в первую очередь!), узкая специализация и высокие характеристики исполнения своего ремесла — как глобальное явление в условиях массового промышленного производства — стало главным фактором выживания индивидуумов в капиталистической системе общежития.

Или: рабовладельческий строй определяло право Силы. Умение владеть мечом, способность побеждать насилием в отношении других индивидуумов было главным выживательным качеством в рабовладельческой системе общежития. И определило все взаимоотношения внутри рабовладельческого сообщества.

Полностью пройдя один цикл развития  – пройдя одну формацию,  со своим глобальным способом выживания, человечество “созревает” до следующего глобального способа выживания. Который “вырастает” из предыдущего.

И тогда человечество переходит к следующему циклу, следующему общественно – политическому строю (рабовладельческий ⇒ феодальный ⇒ капиталистический строй и пр…). Где осваивает новый глобальный общественный способ выживания.

Так, цикл за циклом, Человечество идёт вверх по эволюционной лестнице.

фазы развития капиталистического социума

Каждая формация, в процессе своего развития, проходит две фазы:

  • фазу прогресса формации
  • и фазу её регресса

(то есть: фазу “проблемы” и фазу “контрпроблемы”).

В первой фазе существования формации её  способ выживания развивает социум, создаёт и развивает социальные институты социума, характерные для данного способа выживания. Выживаемость и самого социума, и индивидов в нём растёт. Социум гармонично развивается.

В конце концов, этот способ выживания развивает свою формацию до высшей точки – пика его развития. Где он становится доминантой над всеми сторонами бытия в социуме.  Пика выживания (для данного строя) достигает и выживаемость всех социальных слоёв общества. Это есть середина цикла развития  одной общественно – политической формации.

С этого момента начинается фаза регресса формации. Ибо данный способ выживания уже довёл социум до  пика развития. Дальше социум прогрессировать уже не может.

Но правящий класс общества, взращенный на господстве данного способа выживания, продолжает создавать новые и переформатировать существующие социальные институты, используя свою доминанту, дабы сохранить свою гегемонию.  Всё больше и больше препятствуя наступлению следующего глобального способа выживания, который идёт на смену существующему. Всё больше и больше тормозя развитие самого социума. Выживаемость основной массы населения социума начинает падать.

В это время из недр главенствующего глобального способа выживания отпочковывается и начинает жить самостоятельной жизнью новый глобальный общественный способ выживания. Который ставит людей на более высокий уровень выживания в этих новых, изменившихся условиях. Он распространяется, охватывая всё больше и больше людей. В том числе и людей, близких к власти.

Этот процесс, в конце концов, приводит к глубокому кризису между существующим общественно – политическим строем и новым (наступающим) глобальным способом выживания. Что проявляется во всеобщем кризисе всех социальных отношений внутри социума. Выживает успешно только правящая элита и близкие к не социальные слои социума. Также успешно выживают и представители нового наступающего глобального способа выживания.

В конце концов, это противостояние заканчивается победой нового глобального способа выживания и становлению нового общественно – политического строя, соответствующего новому способу выживания.

Как всё это происходит, рассмотрим в третьей и четвертой статьях цикла: ” Приёмы и способы выживания Человека.” и  “История человечества с позиции приёмов и способов выживания.“.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *