Ориентировочный рефлекс

Важнейшую роль в жизнедеятельности человека, в его ежесекундных поведенческих реакциях, занимают инстинкты и рефлексы. Роль намного большую, чем мы себе представляем. Ибо Человек, по своей биологической природе — есть высшее животное.

В человеке, как и в остальных высших животных, природа заложила четыре базовых инстинкта:

  1. инстинкт самосохранения,
  2. инстинкт любопытства (ориентировочный инстинкт),
  3. пищевой инстинкт,
  4. инстинкт продолжения рода.

Почему-то многие путают понятия «инстинкт» и «рефлекс». Разница между ними очень простая:

  • Рефлекс — это всегда выполнение какой-то мышцей или группой мышц единичной, узкоспецифической задачи (выполняемой бессознательно — помимо воли человека). Например: отдернуть руку от горячего предмета.
  • Инстинкт — это сложная поведенческая (бессознательная) реакция организма, включающая в себя целый комплекс различных рефлексов. Например: пищевой инстинкт включает в себя выделение слюны, пищеварительного сока, действие жевательных мышц, перистальтики кишечника и пр…, каждое из которых представляет собой отдельный рефлекс.

Поэтому, в нашем исследовании мы будем рассматривать ориентировочный инстинкт, имея ввиду действие рефлексов ориентировочного инстинкта.

Ориентировочный инстинкт занимает второе, по важности,  место в иерархии инстинктов, после инстинкта самосохранения. Как же: игнорирование звука клаксона летящего на человека автомобиля, наверняка приведёт к гибели этого человека. Поэтому природа отвергает это вариант. Поэтому природа и «придумала» ориентировочный инстинкт.

Ориентировочный инстинкт (ориентировочный рефлекс) — есть бессознательная, врождённая реакция организма высших животных (в том числе и Человека) на поступление, в органы чувств нераспознанной (головным мозгом) информации.

Вся информация, воспринимаемая биоорганизмом, немедленно анализируется головным мозгом с целью её классификации на:

  • Опасную — которая несёт хоть какую степень угрозы существования биоорганизму.
  • Безразличную — которая не несёт ни информацию об угрозе биоорганизму, ни информацию о благоприятных, для выживания, условиях.
  • Удовлетворительную — которая несёт информацию о благоприятных, для выживания, условиях.

Но в том случае, когда головной мозг не может отнести вновь поступившую информацию ни к одной, из вышеперечисленных, категорий, в действие вступает ориентировочный инстинкт. В этом эволюционная роль ориентировочного инстинкта (рефлекса): предупреждать биоорганизм о существовании возможной потенциальной угрозы существования биоорганизму.

Понятно, что эта функция чрезвычайно важна для выживания. Поэтому ориентировочный инстинкт (рефлекс) занимает второе место в иерархии всех инстинктов и рефлексов — после инстинкта самосохранения.

Здесь мы сделаем ещё одно маленькое (но важное!) отступление. Многие, почему-то не делают четкого разграничения между головным мозгом и рефлекторной деятельностью головного мозга. Но:

  • Головной мозг — это сложнейшая структура, состоящая из нейронов — нервных клеток. И представляет собой морфологическую основу вышей нервной  (читай: рефлекторной) деятельности высших животных (в том числе и человека).

Головной мозг порождает бессознательную деятельность биоорганизма: весь тот сложнейший комплекс из рефлексов и инстинктов. То есть: весь сложнейший комплекс бессознательных поведенческих реакций биоорганизма. Назовем этот комплекс «соматическим умом» биоогранизма.

  • Соматический ум — есть продукт деятельности головного мозга и представляет собой все бессознательные реакции биоорганизма — то есть: всю систему его рефлекторной деятельности.

Здесь уместно сравнение с компьютером. Тем более что кибернетика — основа основ всех цифровых технологий — возникла на основе изучения закономерностей работы головного мозга. В этом сравнении:

  • головной мозг — это «компьютер»,
  • соматический ум (система рефлекторной деятельности) — «программа», заложенная в этот «компьютер» многомиллионолетним естественным отбором.

Головной мозг — структура, соматический ум (рефлекторная деятельность) — функция этой структуры.

Рассмотрим, что происходит в в головном мозге при действии ориентировочного инстинкта (ориентировочного рефлекса). Рассмотрим это на примере, когда наступает слепота или глухота. Точнее: один оз органов чувств не поставляет информацию в головной мозг.

Поступление от органов чувств, нераспознанной информации, головным мозгом определяется как потенциально опасная угроза организму. Также как и не поступление информации от одного из органов чувств, или поступление недостаточного количества информации.

Мы знаем, что постоянное, непрерывное поступление информации извне, из окружающей человека среды, есть непререкаемое требование Закона выживания. Едва слышный шорох в лесу может оказаться звуком треснувшей ветки под грозной поступью хищника. Игнорирование этой информации может привести к гибели, что явно невыживательно и противоречит динамическому принципу существования.

Что произойдет, если информация от одного из органов чувств, вдруг перестанет поступать? Например, от органов зрения? ЦНС «ослепнет».  Информация не поступает – это означает не поступает никакая информация: ни безразличная  ни неблагоприятная.

Но это абсурд, это противоречит Закону выживания. Это смертельная угроза организму. Если организм не «увидит» приближения хищника, то он обречен. Если он не «услышит» сирены летящего на него автомобиля, то он обречен. В этом случае в ЦНС должен быть заложен врожденный механизм возмещения недополученной информации. Каков он?

Согласно исследованиям автора, в ЦНС (центральной нервной системе) высших животных находятся две важнейшие морфологические структуры:

  • Центр возбуждения — нервный центр, генерирующий возбуждающие нервные импульсы, и распространяющий их по всей ЦНС,
  • Центр торможения — нервный центр, генерирующий тормозные нервные импульсы, и распространяющий их по всей ЦНС.

Это две нелокализованные структуры, занимающие ретикулярную формацию.

Нервные импульсы, генерируемые этими центрами — слабые — подпороговой силы. Сами по себе эти нервные импульсы не вызывают ни возбуждения рефлексов, ни торможения уже возбуждённых рефлексов. Зато их баланс (торможения и возбуждения) образует то, что в физиологии ВНД (высшей нервной деятельности) называют типом высшей нервной деятельности

  • холерик,
  • сангвиник,
  • флегматик,
  • меланхолик.

Субъективно, человек ощущает процессы возбуждения в своей ЦНС — как ту или иную степень эмоций неудовольствия: раздражение, антагонизм, злость, гнев, страх, ужас, горе, апатию — в зависимости от силы возбуждающих импульсов. Процессы торможения, наоборот, человек субъективно ощущает как эмоции удовольствия: удовлетворение, уверенность, радость, эйфорию…

поэтому мы назвали:

  • нервный центр, генерирующий возбуждающие импульсы — центром неудовольствия,
  • нервный центр, генерирующий тормозные импульсы — центром удовольствия.    

Итак:

Центр удовольствия, по каналам ретикулярной формации, непрерывно, каждое мгновение жизни человека, получает информацию ото всех органов чувств. Оттуда вся эта информация, опять же, по каналам ретикулярной формации, направляется  в сторону центра неудовольствия в виде тормозных импульсов.

Диспетчерская роль центра неудовольствия в работе органов чувств

Центр неудовольствия, как мы видим из схемы, непрерывно, каждое мгновение жизни человека, генерирует сигналы возбуждения, которые направляет, по каналам ретикулярной формации, ко всем органам чувств. Нервные пути из центра удовольствия оканчиваются тормозными синапсами на нервных путях, по которым возбуждающие сигналы из центра неудовольствия направляются к органам чувств.

В процессе обычной жизнедеятельности, при поступлении только безразличной информации, сигналы возбуждения, направляющиеся к органам чувств из центра неудовольствия, нейтрализуются тормозными импульсами, приходящими от центра удовольствия.

Но в случае, если один из органов чувств вдруг перестает поставлять информацию, тогда сигнал от этого органа чувств не поступает в центр удовольствия, который, соответственно, не может послать тормозящий сигнал к центру неудовольствия. В результате, возбуждающий сигнал, из центра неудовольствия, наконец-то, попадает к органам чувств.

Этот  сигнал понижает пороги возбудимости органов чувств: центр неудовольствия, как бы, запрашивает у них неполученную (или недополученную) информацию. Снижение порогов возбудимости органов чувств повышает силу сигналов, направляемых их органов чувств в сенсорные НЦ (нервные центры — или ячейки памяти, хранящие какю — либо информацию).

Часто, в таких случаях, сигналы, ранее бывшие подпороговыми,  приобретают пороговую силу, и могут вызвать действие соответствующего рефлекса. Но, в любом случае, повышение силы сигналов, поступающих из органов чувств, вызывает иррадиацию возбуждения, и усиление сигналов, направляемого от НЦ раздражителей (нервные центры, хранящие информацию, которые могут возбудить действие рефлекса) в центр неудовольствия.

В это время, субъективно, человек ощущает какую-то степень беспокойства из-за иррадиации (пусть и ограниченной) процесса возбуждения. Однако, эта «какая-то степень беспокойства» может превратиться в гнев, страх, ужас, если этот неработающий орган чувств является основным поставщиком информации.

Но вернемся к иррадиации возбуждения, вызванного снижением порогов возбудимости органов чувств. Такая иррадиация возбуждения ведет к тому, что из всех сенсорных НЦ, возбужденных поступающей информацией, соматический ум получает–таки, недополученную информацию. Рассмотрим это на примере.

Допустим, вы, в темноте, пробираетесь по своей квартире. Двигаться вы будете довольно уверенно, несмотря на то, что вы почти ничего не видите. Прикосновение локтя к шершавой стене  справа, тут же дает картинку обоев в коридоре, прикосновение пальцев вытянутой руки к гладкой поверхности – картинку метрового уступа стены коридора, окрашенного масляной краской,  звук падающих капель – картинку раковины в ванной, а запах лука безошибочно указывает на кладовку.

Каждое из этих ощущений (прикосновения, звуки, запахи…) имеет свой сенсорный НЦ.  Поскольку это ваша квартира, и вы ее прекрасно знаете, то эти сенсорные НЦ ощущений обязательно входят в состав образов вашей квартиры. Возбуждение этих сенсорных НЦ (прикосновения, звуки, запахи…) обязательно передается на остальные сенсорные НЦ ощущений. Среди этих НЦ ощущений находятся и наши искомые зрительные ощущения.

Здесь мы видим, как в условиях недополучения информации (от органов зрения), соматический ум, используя скудную информацию раздражителей, мгновенно вытаскивает из сенсорных образов вашей квартиры недополученные органом зрения образы. То есть компенсирует не полученную органами зрения информацию. Таким образом, благодаря деятельности центра неудовольствия, осуществляется механизм получения, соматическим умом, не полученной или недополученной, от органов чувств, информации.

Есть такая игра: ребенку дают в руки предмет, при этом он сидит с закрытыми глазами. Он должен назвать этот предмет. Ребенок может что угодно делать с этим предметом: щупать, нюхать, пробовать на вкус…  Только не имеет право рассматривать его. Таким способом в ЦНС возбуждаются  ассоциативные цепи, которые и дают дополнительную информацию.

Это явление четко выражено у людей, потерявших зрение или слух: у слепых обострены слух, осязание, вкус, нюх, у глухих – зрение, осязание, вкус, нюх.

Рассмотренный нами механизм получения соматическим умом отсутствующей, или недополученной информации, лежит в основе такого явления, как любопытство (ориентировочного инстинкта).

ЛЮБОПЫТСТВО – тяга к неизвестному, в целях получить полную информацию. Возникает ввиду поступления в ЦНС нераспознанной или неполной информации от органов чувств и снижения порогов возбудимости органов чувств.

Реакция соматического ума на поступление неизвестной ранее, или неполной информации будет точно такая же, как и на отсутствие информации от одного из органов чувств. Эта реакция: снижение порога возбудимости органов чувств.

Однако инстинктом любопытства предусмотрена и двигательная реакция организма. Допустим, в поле зрения индивидуума появился новый, неизвестный объект, либо уже известный, но что-то в нем появилось такое, чего этот индивидуум разглядеть не может.

Согласно динамическому принципу существования, игнорирование новой информации, как и игнорирование недополучения информации – невыживательно. Значит, соматический ум должен получить эту недостающую, и распознать неизвестную информацию.

Это можно сделать двумя способами:

1.       Приблизить» объект к себе, чтобы получить более подробную информацию о нем, лучше «разглядеть» его. Это достигается, как мы уже рассмотрели ранее, путем снижения порогов возбудимости органов чувств. Центр неудовольствия посылает импульсы к рецепторам органов чувств, так что, ранее подпороговые воздействия, получаемые органами чувств, становятся надпороговыми. Таким образом, ЦНС получает дополнительную информацию: объект как бы, «приближается» к  нашему индивидууму, давая ему дополнительную информацию.

Эту реакцию каждый из нас видел сотни раз, наблюдая за домашними животными – кошками и собаками:  голова повернута в сторону объекта внимания, взгляд сконцентрирован, уши торчком. Весь вид можно охарактеризовать одним словом – внимание.

И действительно, психологический процесс внимания полностью основан на инстинкте любопытства. Более того, он является проявлением инстинкта любопытства в начальной его стадии. То есть:

ВНИМАНИЕ – есть проявление ориентировочного инстинкта,  представляет собой снижение порогов возбудимости органов чувств с целью получения соматическим умом дополнительной информации о состоянии окружающей среды.

2.    Второй способ получения неизвестной ранее, или недостающей информации – это приблизиться к объекту самому. Он вступает в действие, когда первый способ не приносит желаемого результата. Он является вторым, поскольку сопряжен с некоторым риском: этот неизвестный объект может быть затаившимся хищником, или чем-нибудь другим, также опасным.

Но, если все органы чувств докладывают, что все нормально и опасности нет, индивидуум приближается к этому объекту, и, таким образом, получает дополнительную информацию: раздражения, имевшие ранее подпороговую силу, из-за дальности расстояния, с приближением к объекту становятся надпороговыми.

Эту реакцию каждый из нас испытывал на себе: увидев незнакомый предмет, мы стараемся получше рассмотреть его, берм в руки, подносим ближе к глазам, ощупываем, обнюхиваем, можем потрясти возле уха, и, даже, пробуем на вкус. Это проявление инстинкта любопытства, и оно так же естественно, как и дыхание. Поэтому ошибкой являются действия многих родителей, постоянно одергивающих своих детей: «Не трогай это! Не смотри туда! Брось это немедленно!» и так далее… Такие родители, таким образом подавляют естественное проявление инстинкта любопытства. А это, как мы увидим в дальнейшем,  вдет к гораздо более серьезным последствиям, чем испачканный, о безделушку, костюмчик. Ребенок просто осваивает мир, и инстинкт, направляющий его действия — более древний, чем сам человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *