Психологи, учителя ломают головы над “непонятными” детскими проблемами. Но всё, оказывается, объясняется банально просто. Соответственно, зная корень проблемы, легко будет с ними и справиться.
содержание
- Отсутствие рефлексов инстинкта самосохранения начального периода жизни человека
- Биологические значение инстинкта родительской защиты. Раздражители инстинкта
- Физиологические основы инстинкта родительской защиты
- Кризис переходного возраста
Отсутствие рефлексов инстинкта самосохранения начального периода жизни человека
Человек приходит в этот мир, имея в своем распоряжении только небольшой набор врожденных рефлексов. Все, что у него есть – это сосательный и хватательный и еще несколько других рефлексов (не считая, конечно, рефлексов, обеспечивающих работу внутренних органов). Хоть ад разверзнись перед ним, новорожденный младенец все равно будет смотреть на мир чистыми, наивными глазами. И это факт. Инстинкт самосохранения у него еще не работает.
На первый взгляд – это абсурд. Человек есть “плоть от плоти” животного мира Земли. И инстинкт самосохранения для него является точно таким же необходимым атрибутом, и имеет точно такое же значение, как и для любого живого существа биоценоза планеты. Биологический механизм, защищающий человека от агрессивного воздействия внешней среды должен действовать всегда, в каком бы возрасте, в каком бы состоянии он не был.
ВСё дело в том, что в памяти младенца – в его сенсорных НЦ (нервных центрах) органов чувств еще нет информации об опасных воздействиях. Его память ещё пуста. Да, инстинкт самосохранения у него есть в виде врожденной структуры в головном мозге. Это эффекторные НЦ (нервные центры), дающие команду действия к мышцам – исполнителям рефлексов. Но конкретных сенсорных нервных центров о конкретных опасных воздействиях, дающих команду действия, нет.
Напомним, что у инстинкта самосохранения нет конкретных врожденных раздражителей рефлексов. А есть только рефлексогенные зоны. В которые жизнь записывает воздействие конкретных раздражителей.
То есть, например: ребёнку совершенно безразличен вид оголённого провода. Он без всякой опаски будет прикасаться к нему. Но только до тех пор, пока его не ударит током.
После удара током, в его сенсорном НЦ органа зрения сформируется сенсорный НЦ (нервный центр) вида оголённого провода – как раздражитель инстинкта самосохранения.
В отсутствие инстинкта самосохранения, у детей, эту функцию берет на себя инстинкт родительской защиты.
Приглядитесь внимательнее к детям. Новорожденный младенец не реагирует ни на резкий звук, ни на резкое движение – типичные раздражители инстинкта самосохранения. Все это у него появится потом, с течением времени. А пока он только ест, пачкает пеленки, таращит глазки, смешно дергает ручонками и ножками. В общем, ведет нормальную жизнь младенца.
Но все это до тех пор, пока рядом с ним находится его мама. Стоит ей отлучиться от ребенка на чуть более длительный срок, чем это позволительно, как ребенок тут же дает знать об этом: громкий плач заставит мамашу вернуться к малышу. Неважно, по какой причине заплакал ребенок: будь то мокрые пеленки или пустой желудок, или какая другая причина. На самом деле:
главной причиной, заставившей ребенка плакать, является действие инстинкта родительской защиты – защитная реакция детского организма на отсутствие рядом защитника.
Биологические значение инстинкта родительской защиты. Раздражители инстинкта
Раздражителем инстинкта родительской защиты являются любые раздражители: мокрые пеленки, больной животик неудобная поза… Но, самое главное в инстинкте – это: отсутствие рядом взрослого человека – защитника.
Биологическое значение инстинкта родительской защиты:
Человек приходит в этот мир совершенно беспомощным, с небольшим набором врожденных рефлексов. Самостоятельно он существовать не может, его жизнь на 100 % зависит от находящихся рядом с ним родителей. Отсутствие рядом взрослых людей длительное время, означает неминуемую смерть.
Инстинкт родительской защиты – есть врожденное свойство биоорганизма периода его детства. Он начинает действовать с максимальной силой с первых мгновений жизни ребенка. Затем, с приобретением ребенком личного опыта, с появлением все большего количества условнорефлекторных дуг, этот инстинкт постепенно теряет свою силу и полностью угасает с окончанием отрочества.
С первых минут ребенок начинает общение с окружающей действительностью, начинает приобретать свой жизненный опыт. Но, в самые ранние годы своей жизни, этот опыт он может приобрести только с помощью родителей. Именно на это направлен инстинкт родительской защиты: на освоение окружающего мира с помощью родителей. Все рефлексы младенца, связанные с окружающей средой, могут завершиться, в конце – концов, только с помощью находящихся рядом взрослых людей.
Плач ребенка, свидетельствующий о том, что он голоден, или у что него болит животик, или что он неудобно лежит, или что он промок и ему холодно, и так далее – все это есть обращение ребенка к взрослым. По-другому сообщать о своих проблемах он просто не умеет. Этот плач не есть проявление пищеварительного рефлекса или сосательного рефлекса или ориентировочного или любого другого рефлекса. Плач младенца есть проявление только и только врожденного инстинкта родительской защиты.
Только взрослые могут помочь ребенку утолить голод, вылечить больной животик, поменять подгузники. Чувство голода свидетельствует о неудовлетворенности пищевого рефлекса, больной животик – о нарушениях рефлексов пищеварительного тракта, раздражение кожи от мокрых подгузников – осязательный рефлекс. Но все эти рефлексы могут удовлетвориться только с помощью родителей.
Все рефлексы младенца подчинены инстинкту родительской защиты, как главному выживательному инстинкту данного периода жизни. Функционально: Инстинкт родительской защиты – есть самый главный инстинкт человека периода его детства, и представляет собой видоизменение инстинкта самосохранения.
Важнейшая особенность проявления инстинкта родительской защиты: все рефлекторные дуги, в случае их неудовлетворенности, оканчиваются на голосовых связках.
Отсутствие рядом, даже небольшой промежуток времени, взрослых – защитников, головной мозг ребенка оценивает точно так же, как и неудовлетворенность его важнейших рефлекторных дуг. То есть – как состояние крайней опасности.
Поэтому с ребенком всегда должен быть рядом взрослый человек, которого головной мозг ребенка считает защитником. Только тогда фоновый баланс торможения и возбуждения в ЦНС ребенка будет нормальным. Только тогда ребенок сможет нормально осваивать окружающую среду, а не сквозь призму страха. И, даже, не столь суть важно: какими качествами будет обладать этот «защитник», пусть это будет папа – алкоголик или злая мачеха, все равно: общий эффект от присутствия рядом таких горе – родителей принесет значительно больше пользы ребенку, чем их отсутствие.
Детские дома, увы, не решают проблемы: постоянно меняющиеся лица воспитателей головной мозг ребенка не воспринимает как защитников, и, соответственно, не может оценить как удовлетворение инстинкта родительской защиты. И какими бы великолепными не были эти детские дома, дети, выросшие в них, всю жизнь будут смотреть на мир сквозь призму своего детского страха.
Физиологические основы инстинкта родительской защиты
Основа образования инстинкта родительской защиты проста:
Мы знаем, что незнакомую информацию головной мозг не может оценить ни как отрицательную, ни как положительную. В головном мозге нет сенсорных нервных центров этой информации. А нет нервных центров – нет и никакой реакции. В этом случае возбуждается ориентировочный инстинкт. То есть – повышается внимание – таковы законы работы головного мозга.
А для младенца вся поступающая информация – новая. Соответственно, и мозг ребенка на нее реагирует максимум – повышением внимания. Распознать степень опасности информации он еще не способен. Но это явно невыживательно: в таких условиях головной мозг ребенка не сможет разглядеть даже самой явной смертельной опасности. Такое развитие событий есть угроза существованию всего биологического вида «человек разумный». Более того: это будет означать смерть человеку как виду биоценоза.
Поэтому эволюция изобрела приспособительный механизм для человека, только входящего в этот мир: ребенок начинает осваивать мир опосредственно, через родителей. В освоении окружающей действительности эволюция поставила для ребенка промежуточное звено – его родителей.
Все, что выживательно, ребенок получает от родителей, они и ограждают его от всего, что приносит неприятности. Именно родители берут на себя исполнение главного инстинкта биоорганизма ребенка – инстинкта самосохранения.
ИНСТИНКТ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАЩИТЫ – это защитно-приспособительный механизм индивидуального развития человека в начальный период его жизни, в условиях полного или почти полного отсутствия, в его головном мозге, НЦ раздражителей, и, как следствие – не функционировании его Инстинкта самосохранения. Проявляется в передаче исполнения функции инстинкта самосохранения- родителям, или другим взрослым, которых головной мозг ребенка оценивает как защитников.
По мере развития ребенка, накопления им информации, начинает работать собственный инстинкт самосохранения ребенка. Он становится все независимее он от родителей, и тем слабее инстинкт родительской защиты. Память головной мозга постепенно заполняется сенсорными НЦ информации. И на каком-то этапе память головного мозга ребенка накопит достаточно информации, чтобы он мог вступить в жизнь как самостоятельный взрослый человек.
Этот момент четко прослеживается в человеке – как кризис переходного (подросткового) возраста. Эволюционно, кризис подросткового возраста означает, что человек перестал быть ребёнком и должен отныне существовать в окружающей действительности как самостоятельное взрослое существо.
Внешние проявления кризиса: отрок начинает отрицать мораль предыдущего поколения. Он становится критичен, дерзок по отношению ко всем взрослым (к родителям – в том числе), к их поступкам, моральным ценностям. С этого момента подросток начинает жить по законам морали своего круга общения.
Кризис переходного возраста – естественное явление.
Особенность действия инстинкта родительской защиты: подражательное поведение детей. Копируя поведение взрослых – “защитников” – ребёнок начинает строить свои отношения с окружающей действительностью. И, таким способом – вливаться в окружающий его мир. Это естественное, выработанное миллионами лет эволюции и естественного отбора, врождённое качество – неотъемлемая часть инстинкта родительской защиты.
Врождённая тяга детей к подражательному поведению – есть основа, база, на которой должны строиться все воспитательные действия. Используя подражательное поведение детей, можно легко привить им основы морали – законы выживания его социума, научить многим полезным действиям, в том числе и навыкам к труду и простейшим ремёслам. Увы, педагогика игнорирует это качество инстинкта родительской защиты (впрочем – как и сам инстинкт). Отсюда и множество проблем в процессах воспитания детей.
Пока действует инстинкт родительской защиты, ребенку прививаются правила выживания (нормы и правила поведения), присущие предыдущему поколению – его мораль. Но кроме родительского воспитания, ребенок получает еще кучу всякой информации: воздействие улицы, сверстников, лавину информации из СМИ, новые школьные программы… Короче: очень много нового, что не получили когда-то его родители, и, соответственно – не могли передать своему чаду. Кроме того, родительское и школьное “воспитание” часто не совпадает с собственными врождёнными качествами характера и устремлениями ребёнка.
Из этого конгломерата воспитательных и всех прочих воздействий вырастают законы выживания нового поколения, новые правила поведения, новая мораль, не присущая поколению родителей.
И это естественно. Законы выживания социума, законы и правила поведения в нем, законы морали не могут быть раз и навсегда установленными, не могут быть чем-то закостеневшим. Как не может быть закостеневшим сам социум. Все должно быть в непрерывном развитии. В противном случае, сейчас бы правила мораль каменного века, а человек до сих пор бы бегал по лесам с дубиной в руках…
КРИЗИС ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА (кризис «отцов и детей») – явление отрицания подростком законов морали поколения его родителей. Возникает в переходный период, когда заканчивается действие его инстинкта родительской защиты, и он начинает формировать свои взаимоотношения с обществом как взрослый человек, по законам морали своего круга общения.
Из всего вышесказанного следует определение понятия «воспитание»:
ВОСПИТАНИЕ – процесс привития детям законов морали общества, навыков выживания и обучения конкретным поведенческим реакциям на основе врождённого подражательного поведения детей. Понятно, что наиболее эффективным воспитание будет в период действия инстинкта родительской защиты воспитуемых. Именно в этот период, используя сложившийся многомиллионолетней эволюцией биоорганизмов механизм подражательного поведения детей – как способ выживания вида – можно «просто так», на веру, без обязательного осознания, привить ребенку основные правила выживания в обществе.