Кризис переходного возраста

Кризис переходного возраста

По мере развития ребенка, накопления им информации, начинает работать собственный инстинкт самосохранеия ребенка. Он становится все независимее он от родителей, и тем слабее инстинкт родительской защиты. Память головной мозга постепенно заполняется сенсорными НЦ информации. И на каком-то этапе память головного мозга ребенка накопит достаточно информации, чтобы он мог вступить в жизнь как самостоятельный взрослый человек.

Этот момент четко прослеживается в человеке – как кризис переходного возраста. Эволюционно, кризис переходного возраста означает, что человек перестал быть ребёнком и должен отныне существовать в окружающей действительности как самостоятельное существо.

Внешние проявления кризиса: отрок начинает отрицать мораль предыдущего поколения. Он становится критичен, дерзок по отношению ко всем взрослым (к родителям – в том числе), к их поступкам, моральным ценностям. С этого момента подросток начинает жить по законам морали своего круга общения.

Кризис переходного возраста – естественное явление. Ибо в этот период оканчивает свою деятельность инстинкт родительской защиты.

Чуть подробней:

Главный инстинкт биоорганизма Человека – это инстинкт самосохранения. Он спасает нас от любых опасностей, приготовленных нам окружающей средой.

Но как быть с младенцем: он никак не реагирует на опасность. Откройся перед ним хоть врата ада, он всё равно будет угукать, смешно дёргать ручками и ножками и улыбаться вам в ответ.

Дело в том, что у младенца ещё нет инстинкта самосохранения. Он физически беспомощен. Пусть даже этот инстинкт у него был, он всё равно ничего сделать не сможет.

Природа пошла здесь по намц пути. Она заменила инстинкт самосохранения на инстинкт родительской защиты.

Раздражителями инстинкта самосохранения являются: резкий звук, резкое движение в поле зрения, болевой удар и т. п… А нервные окончания заканчиваются на группах мышц. В результате, Человек резко отпрыгивает от источника резкого звука, резкого перемещения, болевого удара…

Особенностями инстинкта родительской защиты является: что его нервные окончания заканчиваются на голосовых связках ребёнка. Ребёнок реагирует и на резкий звук, резкое перемещение, болевой удар, а также: что он голоден, у него болит животик, мокрые пелёнки и так далее.. – громким плачем. Своим громким плачем оповещает взрослых (которых мозг ребёнка определил как Защитников) обо всём этом.

По – иному он ещё не может.

затем, в процессах жизнедеятельности, по мере роста ребёнка, его память постепенно заполняется сенсорными нервными центрами неблагоприятной информации. И, постепенно начинает работать его собственный инстинкт самосохранения.

Одновременно постепенно теряет силу инстинкт родительской защиты. Инстинкт родительской защиты полностью угасает в момент полового созревания подростка. Отныне, подросток физиологически становится взрослым человеком.

В природе так и происходит. “Подростковая” особь вступает в сообщество своего биологического вида – как взрослое существо.

Но у Человека Этот период (взросления) несколько затягивается ввиду социальных и гносеологических особенностей развития разумного биологического вида, коим является Человек.

Особенность действия инстинкта родительской защиты: подражательное поведение детей. Копируя поведение взрослых – “защитников” – ребёнок начинает строить свои отношения с окружающей действительностью. И, таким способом – вливаться в окружающий его мир. Это естественное, выработанное миллионами лет эволюции и естественного отбора, врождённое качество – неотъемлемая часть инстинкта родительской защиты.

Врождённая тяга детей к подражательному поведению – есть основа, база, на которой должны строиться все воспитательные действия. Используя подражательное поведение детей, можно легко привить им основы морали – законы выживания его социума, научить многим полезным действиям, в том числе и навыкам к труду и простейшим ремёслам. Увы, педагогика игнорирует это качество инстинкта родительской защиты (впрочем – как и сам инстинкт). Отсюда и множество проблем в процессах воспитания детей.

Пока действует инстинкт родительской защиты, ребенку прививаются правила выживания (нормы и правила поведения), присущие предыдущему поколению – его мораль. Но кроме родительского воспитания, ребенок получает еще кучу всякой информации: воздействие улицы, сверстников, лавину информации из СМИ, новые школьные программы… Короче: очень много нового, что не получили когда-то его родители, и, соответственно – не могли передать своему чаду. Кроме того, родительское и школьное “воспитание” часто не совпадает с собственными врождёнными качествами характера и устремлениями ребёнка.

Из этого конгломерата воспитательных и всех прочих воздействий вырастают законы выживания нового поколения, новые правила поведения, новая мораль, не присущая поколению родителей.

И это естественно. Законы выживания социума, законы и правила поведения в нем, законы морали не могут быть раз и навсегда установленными, не могут быть чем-то закостеневшим.  Как не может быть закостеневшим сам социум. Все должно быть в непрерывном развитии. В противном случае, сейчас бы правила мораль каменного века, а человек до сих пор бы бегал по лесам с дубиной в руках…

КРИЗИС ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА (кризис «отцов и детей») – явление отрицания подростком законов морали поколения его родителей. Возникает в переходный период, когда заканчивается действие его инстинкта родительской защиты, и он начинает формировать свои взаимоотношения с обществом как взрослый человек, по законам морали своего круга общения.

Из всего вышесказанного следует определение понятия «воспитание»:

ВОСПИТАНИЕ – процесс привития детям законов морали общества, навыков выживания и обучения конкретным поведенческим реакциям на основе врождённого подражательного поведения детей. Понятно, что наиболее эффективным воспитание будет в период действия инстинкта родительской защиты воспитуемых. Именно в этот период, используя сложившийся многомиллионолетней эволюцией биоорганизмов механизм подражательного поведения детей – как способ выживания вида – можно «просто так», на веру, без обязательного осознания, привить ребенку основные правила выживания в обществе.